logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

Дирижёрская судьба Павла Пузанова

Со времён основания Режевского завода Ведерниковы и Сергеевы, Крякуновы и Лукины, Щербаковы и Барахнины живут в нашем городе. И если уезжают из него куда-то, то фамилия ещё долго напоминает о корнях человека, её носящего. И если мы встречаем где-либо одну из известных режевских фамилий, она как-то звучит особенно приятно. И думаешь, не земляк ли тебе тот человек, которому она принадлежит.          

В 30-х годах прошлого столетия в Свердловске впервые заговорило радио. И, конечно же, музыкальные программы занимали в эфирном времени значительную часть.          

Когда передавали классическую музыку, диктор объявлял: «Исполняет симфонический оркестр Свердловского областного радиокомитета. Главный дирижёр Павел Пузанов». Эта фамилия в Реже и сейчас встречается довольно часто. Дирижёр не просто имел отношение к нашему городу. Он здесь родился, и здесь прошло его детство.         

Родители Павла Андреевича Пузанова были коренными режевлянами. Их дом находился на улице Набережной (ныне Костоусова). Отец, Андрей Андреевич, работал на Режевском чугуноплавильном и железоделательном заводе слесарем.          

Надо заметить, что должность по тем временам довольно высокая. Требовала знания устройства многих механизмов, что при тогдашнем уровне образования основной части населения было делом непростым.          

Сохранился документ, датированный 1911 годом, в котором тогдашний управляющий завода Павел Викторович Баутин даёт подробную характеристику А.А.Пузанову, увольняемому с завода по сокращению штатов. Сказано, что работал он на заводе «в механической фабрике в качестве слесаря при разных работах 8 лет и старшим котельщиком 15 лет. Работу, возложенную на него, выполнял добросовестно, на работе всегда находился исправным, ни в чём предосудительном замечен не был». И работал бы ещё долго, наверное, если бы не закрытие завода, которое круто поменяло жизнь многих семей в посёлке. Но это было уже после рождения Павла.          

А поженились его родители в далёком 1903 году. Андрей Андреевич был вдовцом, с детьми на руках. Невеста его, Евлампия Андреевна Соколова, – юной 18-летней девушкой.          

Отец её был крут. Дочерей имел много, практически всех отдавал замуж за мужчин, значительно превосходящих их по возрасту. Но зато крепких, небедных. То есть в надёжные руки. Пея не видела будущего мужа вплоть до порога церкви. И только молила Бога, чтобы жених оказался без усов. Казалось, так будет менее страшно вступать в новую, неведомую пока жизнь замужней женщины. Но суженый оказался как раз усатым.          

В 1905 году у супругов рождается сын Павел. Больше судьба не подарит им детей.          

С раннего детства мальчик проявляет явные музыкальные способности. Родители покупают сыну на ярмарке первый в его жизни музыкальный инструмент – балалайку. На снимке 1910 года маленький Павлик, сидящий рядом с матерью, крепко держит её в руках.          

После закрытия завода Андрей Андреевич Пузанов организует своё дело. Он открывает собственную лудильную мастерскую, где у него имелся наёмный рабочий. А после революции Пузановы уезжают в Екатеринбург, так как оказываются «классово чуждыми» элементами.          

Андрей Андреевич вплоть до своей смерти в 1925 году остаётся кустарём. Так он именуется в документе Народного комиссариата внутренних дел.           

А Павел тем временем взрослеет, в начале 20-х проходит службу в Красной Армии. А затем оканчивает Свердловское музыкальное училище имени Чайковского по классу тромбона. При этом ещё и владеет скрипкой. Случай редкий. Мало какому музыканту удаётся освоить инструменты, относящиеся к двум разным группам оркестра – струнной и духовой.          

Павел Андреевич так и не закончит консерваторию. Но он едет в Москву, где берёт уроки дирижирования у самого Николая Семёновича Голованова, главного дирижёра Большого театра. В то время он был ещё и профессором Московской консерватории, художественным руководителем Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.          

Опыт общения с великим музыкантом не прошёл даром. Павел Андреевич проходит тарификацию и защищает высшую категорию. Это уникальный случай в музыкальной среде, и он говорит о недюжинном таланте Пузанова как дирижёра.          

До войны он работает в радиокомитете г. Свердловска. Вместе с ним – Тамара Безак, его жена. Она была талантливой пианисткой. Её мать преподавала до революции в Московской консерватории. А Тамару туда учиться не приняли. Не подходила по социальному происхождению. Да ещё тётка в Харькове при царском режиме владела гимназией. Пришлось, скрывая происхождение, ехать на учёбу в Ленинград. А работала потом в Свердловске, где и познакомилась с будущим мужем.          

Талантливого дирижёра, выступавшего на Свердловском радио, быстро заметили. Посыпались предложения из Новосибирска, Кисловодска, Ташкента занять должности главного дирижёра филармонии или главного дирижёра симфонического оркестра соответствующего радиокомитета. Но Павел Андреевич отказывается от заманчивых предложений, не изменяя Уралу.          

Война. 1941 год. Уже в августе П.А.Пузанов ушёл на фронт, в 375 стрелковую дивизию, 1243 стрелковый полк. Воевал на Калининском фронте, участвовал в битве на Курской дуге. Дошёл до Венгрии через Чехословакию и Австрию.          

Был награждён орденом Отечественной войны I степени и многими медалями. В конце войны создаёт военный оркестр.          

Ему предлагали продолжить карьеру военного музыканта. Можно было жить в особняке на берегу озера Балатон. Но тяга к Родине победила.          

Демобилизовался Павел Андреевич в 1946 году в звании капитана. Вернулся в Свердловск и восстановился на своей прежней работе в облрадиокомитете.          

В 1951 году П.А.Пузанов становится главным дирижёром музыкально-драматического театра Свердловска-44. Теперь он называется Новоуральском.          

Это был первый театр в системе режимных городов. На предприятиях в этих запретных зонах работало большое количество высокообразованных людей, имевших соответственный уровень эстетических запросов. А поскольку контакт с остальным миром был в известной степени ограничен, государство пыталось хоть в какой-то мере решить проблему досуга людей созданием театров прямо на месте.          

Павлу Андреевичу были предоставлены огромные полномочия. Артистов он привозил даже из Кировского театра, из Ленинграда. Проработал дирижёр там более 10 лет.          

Театр за это время получил высокую категорию. Существует он и до сих пор. Сейчас он гастролирует по всей области. А в то время работа в таком театре имела свою особую специфику. В частности, гастроли проходили только в таких же закрытых городах, например, в Лесном.          

Не было контактов с другими театрами. Безусловно, это была определённая изоляция от музыкальной жизни страны.          

Климат Новоуральска, горный и прохладный, стал тяжело переноситься Павлом Андреевичем. Сказывались последствия двух тяжёлых контузий, полученных на фронте. И он ставит вопрос в Министерстве культуры о переводе в другой театр.          

В министерстве пошли навстречу просьбе П.А.Пузанова. Он переводится в Ростовский театр музыкальной комедии на должность главного дирижёра. К этому времени он уже является Заслуженным артистом РСФСР.          

Годы и контузии брали своё. Павел Андреевич начал терять слух. Причём парадоксально, что человеческую речь слышал плохо, а музыку – хорошо.          

После выхода на пенсию дирижёр продолжал жить в Ростове-на-Дону, оставаясь членом худсовета театра и членом обкомовского совета по культуре. Являлся персональным пенсионером республиканского значения.          

Ушёл из жизни П.А.Пузанов в 1986 году. Оставил после себя память у коллег. Материалы о его творческой деятельности собраны в музеях Свердловского радиокомитета и музыкально-драматического театра города Новоуральска.         

Его потомки живут в Екатеринбурге и Москве. А наш город может по праву гордиться своим уроженцем.

Медведева.Н