logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

Всё начиналось тридцать лет назад (К юбилею средней школы №2)

Тридцать  лет назад начала работать в Реже новая школа, школа № 2, которая была построена в сосновом бору на окраине города. Если бы счет улиц продолжался как прежде: 1я Северная (теперь Большевиков), 2-я Северная (теперь Энгельса)  и т.д., то школа оказалась  бы на улице 8я Северная. Но улица, где строилась школа,  уже была  названа к тому времени Спортивной. Школа спряталась от шумной улицы за ручьем, за небольшим лесочком. Войти в школу можно, поднявшись на высокое крыльцо.

Необычное расположение школы  по отношению к улице Спортивной – это хорошее солнечное освещение в классах, и  уличный шум не мешает занятиям.  Проект здания – типовой. Но то, что происходило и происходит  за стенами здания в каждой школе – школьная жизнь и школьный дух – у каждой  школы свои. Это – свои традиции и свои герои.

Средняя школа № 2 начала создавать свои традиции в далеком 1987 году. Время становления школы совпало с трудным положением в стране как в политическом, так в экономическом плане. Но школа была нужна, и школа выжила.

Острая необходимость строительства новой школы в микрорайоне «Семь ветров» появилась в связи с увеличением количества детей школьного возраста. Строительство велось силами городских строительных организаций. Помогали строителям  комсомольцы Режевского Механического завода (руководитель группы молодежи – Пылина Елена Борисовна).  Рабочие и служащие завода на субботниках и воскресниках бесплатно выполняли посильную работу.   Курировал стройку от завода Русаков Анатолий Афанасьевич.

Большой заботой директора новой школы Раева Юрия Меркурьевича было обеспечение учебных кабинетов инвентарем и методическими пособиями к 1 сентября, началу учебного года.  Ему пришлось не раз съездить и в Свердловск и другие города области. Но все необходимое для занятий  было приобретено.

В школе, кроме классных комнат, были оборудованы спортивный зал, мастерские, кабинет школьного врача, стоматологический кабинет и – гордость всего района – компьютерный  класс. Первым специалистом в нем работала Мохова (Суздалева)  Татьяна Аркадьевна. И уроки проводились для всех старшеклассников района.  Ее дело продолжили Белькова Галина Михайловна и Собянин Олег Алексеевич.

Для обеспечения трудового обучения учащихся были созданы мастерские, построена теплица. Школьники изучали столярное  и слесарное дело, девочки учились шить и готовить пищу, а старшеклассники еще и познавали азы агрономии.

Главной задачей на первые 3 года для администрации школы являлось создание работоспособного творческого педагогического коллектива, способного осуществлять обучение, воспитание, развитие каждого ребенка, учитывая его индивидуальные способности. Первый  школьный организационный педсовет в августе 1987 года показал возможности успешного решения поставленной задачи.  Партийная организация (секретари –  Львова Екатерина Леонидовна, Казанцева Ангелина Николаевна), комсомольская организация (секретарь Тихомирова Лилия Эрнестовна), пионерская организация  (старшие пионервожатые Малоткурова Светлана Николаевна и Агеева Наталья Владимировна) помогали в организации как педагогического, так и ученического коллективов. Учителя прибывали из других школ города и из учебных заведений после окончания учебы. Классы комплектовались по заявлениям родителей. Некоторые классы переводились из школы № 5, которая работала с большой нагрузкой.

Многие наши родители  работали на Механическом заводе. Партийная организация завода (секретарь Сухов Герман Александрович) вместе с классными руководителями организовала своего рода «Боевые листки»  по результатам учения за месяц, за четверть, которые вывешивались на проходной. Все заводчане видели успехи детей, родители которых трудились рядом с ними. А с  папами и мамами неуспевающих учеников  беседовали индивидуально.

Школа жила не только уроками. В гости к школьникам приезжали с концертами артисты Свердловской государственной филармонии. С ними был заключен договор, и встречи были частыми.

Походами по окрестностям города увлекались многие учителя. Руководитель туристов Голендухин Владислав  Николаевич с  детьми совершал очень сложные категорийные походы: по рекам сплавлялись, в горы поднимались,  пещеры исследовали, знакомились с минералами родного края, изучали историю  родного края не по учебникам. Повезло тем детям, которые побывали с учителями в походах и поездках по родному краю,  повидали красоты нашего Урала и других удивительных мест страны. А посещение детьми театров и музеев в Свердловске было для того времени обычным явлением.

Учителей физкультуры в нашей школе было много. Уроки проводились в прекрасном зале, начиная с первого класса. А зимой все становились на лыжи. Для маленьких лыжня по школьному двору, благо он большой, а старшие дети успевали за урок прокатиться по заснеженному лесу. Да и стадион  тоже недалеко от школы. Многие дети из нашей школы занимаются в ДЮСШ (детско-юношеской  спортивной школе), участвуют в соревнованиях самого высокого ранга. Даже спортивный класс  был в школе, волейбол и у мальчиков и у девочек вел Ярошенко Виктор Леонидович.

Молодые специалисты эстетического цикла старались свои уроки превратить в уроки учения мастерству. Пастухова Мария Павловна, окончившая художественно-графический факультет Нижнетагильского  государственного института, начала обучать детей бумажной пластике. И долгое время  ее кабинет украшали  бумажные экспонаты выставок: величественные замки, геометрические и другие фигуры. Лахина Светлана Евгеньевна после окончания Государственной консерватории старалась научить детей слушать музыку и правильно петь. Хор школы много раз был призером  районных конкурсов самодеятельности. Пестова Вера Кузьминична  вела занятия театральной студии. А Коростылева Татьяна Михайловна в специально оборудованном классе проводила уроки танца.

В литературных гостиных проходили  праздники для детей. Учителя Попова Светлана Германовна, Римашевская Лариса Валерьевна, Глинских Любовь Алексеевна, Зимина Наталья Ивановна  воспитывали у детей любовь к родному слову. Проработавшая совсем немного в нашей школе Смирнова Лилия Анатольевна – учитель русского языка и литературы даже в среднем звене проводила «пятиминутки» на уроке, посвященные поэтам. Героев «пятиминуток» – поэтов  выбирали сами дети.

А иностранному языку учили: французскому – Кокотова Антонина Антоновна, влюбленная в свой предмет на протяжении уже более 40 лет; английскому – Носова Ирина Брониславовна, задававшая пример своим ученикам; немецкому – Филатова Вера Андреевна, которая с первых уроков начинала говорить с детьми на иностранном языке.

С приходом в школу Шубиной Марии Федоровны изменился взгляд на уроки истории у наших старшеклассников. Они не только учили «параграф» из учебника, а готовились к семинарам, «политбоям» и «судам присяжных». Многие ее ученики вместо экзамена по истории защищали свои исследования.

Физика и школа № 2 – это, несомненно, Вылегжанина Наталья Степановна. Ее метод преподавания – уважение своего ученика. Поэтому и результаты ее детей в учебе очень  высокие.

Математика – сложная наука, и преподавать ее не так-то просто. Более 40 лет  учила детей строгим законам математических наук Ковалева Екатерина Викторовна.  Быкова Светлана Викторовна и Рычкова Татьяна Николаевна  ведут математику с первых лет работы школы, стараются показать ребенку, прежде всего, логику «математических рядов».

География в школе начиналась на  уроках Ошуева Юрия Ивановича. На первых порах изучение этого предмета проходило и в кабинете и в полевых условиях – на экскурсиях по родному краю.

Труд в теплице в  первые годы работы  нашей школы был обязательным для учеников среднего звена. Это было царство Андреевой Екатерины Степановны. Лук зеленый, рассада различная, цветы выращивались в нашей теплице. Домоводству и шитью девочек стали обучать Казанцева Ангелина Николаевна  и Козырева Тамара Федоровна.

Бессменный руководитель ОБЖ и организатор соревнований в нашей школе – Подковыркин Петр Сергеевич. Человек, прошедший закалку в армии, может многому научить своих учеников.

Титова Надежда Николаевна, Стригина Ирина Николаевна, Воробьева Наталья Александровна – выпускники Нижнетагильского пединститута. Биологию и химию изучали они в институте, а потом стали преподавать в школе. Знакомство детей с живым миром проходит интересно на их уроках.

Про праздники и обучение в начальной школе можно говорить много. Каждый учитель творчески подходил к встрече со своими учениками и их родителями. «Прощание с Букварем», поздравление мам и бабушек к празднику 8е марта, праздник «Военной песни» к 23 февраля, «Зарница», родительские собрания  и многое, многое другое.  Именно начальная школа чутко реагировала на появление новых программ обучения.  Программа по Занкову стала обычной в нашей школе. А вот по методу Эльконина-Давыдова  учился только один класс Исаковой Марины Валентиновны.

Людмила Алексеевна Каткова работала в школе с самого первого дня, имеет большой опыт по организации учебного процесса. Учитель, завуч, директор, Людмила Алексеевна,  с особой теплотой вспоминает о времени сплочения учителей  нашей школы в единый коллектив.

Не обо всех преподавателях здесь сказано, потому что общее количество работавших и работающих  в школе – более трехсот человек.  И каждый учитель – часть того коллектива, который называется коллективом средней школы № 2.  И о каждом преподавателе можно сказать – старался донести до своих учеников то доброе и разумное, что помогает человеку жить среди людей.

Соскова Л.Я.