logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского Режевского района Свердловской области.

Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа. 
Благодаря воле Божьей и пониманию сотрудников архивных отделов Свердловской области, удалось прояснить исторический вопрос о бессердечном  отношении группы лиц к служителям и сторонникам православного культа и их культуре, а так же их необдуманного решения, о сносе части Богоявленского храма и переделке его под колхозный дом культуры  – КДК (ныне Д/К).
14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в №15 «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год.
Приложение: – устав; список членов организации и членов учредителей; список служителей религиозного культа; список лиц обоего пола,  принадлежащих к православной религиозной организации (1052 человека)
***Возможно, документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.
17 сентября 1926 г. – ВЦИК. г.Москва – г.Свердловск Президиум Уральского Облисполкома. Ликвидация молитвенных зданий в определённом месте независимо от того являются ли они достроенными или не достроенными, согласно циркуляра Президиума ВЦИК от 21 августа 1924 г. проводится через мотивированное постановление Президиума Губисполкома или Облисполкома. Зам. Секр-том Пред. ВЦИК                                 /Котомкин/
январь 1927 г. – тов. Коровину В.С. Неизвестно откуда прибывший материал препровождаем Вам. (Коровин В.С – представитель РИКа г. Реж)
13 марта 1927 г. – согласно пункта 3 инструкции о порядке регистрации религиозных обществ Губисполкома за 1923 год, были составлены документы (договор, устав и списки по утверждённой форме) о заключении между Режевским Райисполкомом, в лице его полномочного представителя Черепанова Ивана Абросомича и православного религиозного общества, состоящее на Синодальной платформе, о бессрочном пользовании здания Черемисского храма. Данные документы направлены на регистрацию в Административный отдел Свердловского Окрисполкома.                   приложение: – устав от 13.03.27 г.; список членов учредителей; список служителей религиозного культа; список лиц обоего пола,  принадлежащих к православной религиозной организации (2223 человека)
05 апреля 1927 г. – Реж РИК – г.Свердловск ОкрАдмотдел. Препровождаем материал о перерегистрации религиозных обществ, при чём по Черемисскому с/с и ………..нет акта. Весь недостающий материал будет направлен дополнительно.
06 мая 1927 г. – Реж. РИК – ОкрАдмотдел. Присём препровождаем в 2-х экземплярах устав на Черемисское религиозное общество на подпись.
10 мая 1927 г. – утверждён и зарегистрирован Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК)  устав Богоявленского религиозного общества  с  передачей в бессрочное пользование  Богоявленского  храма  с.Черемисского
– Устав Богоявленского общества зарегистрированный в Адмотделе Свердловского ОКРИКа под № 14  для вручения такового последнему.
13 мая 1927 г. – Начальнику Адмчасти Режевского РИКа. С возвращением устава на Черемисское религиозное общество Окружной Адмотдел предлагает подписать таковой учредителями не менее 50 человек, а также указать течение данного общества.
нач.Адмотдела ОКРИК                           (подписан устав и договор, по предложению ОкрАдмотдела учредителями религиозного общества с. Черемисского в количестве более 50 чел)
***После того, как православное религиозное общество получило в бессрочное пользование Богоявленский храм в с.Черемисском, началось активное гонение служителей культа и православных прихожан. Некоторые жители села, негативно относящиеся к православию и религии, во главе с председателем Черемисского с/совета Буториным Николаем Ефимовичем с сентября 1927 года начали активно собирать и передавать в Реж РИК данные о деятельности религиозного общества.
Не хочется верить, но анализируя происходящее, я предполагаю, что утверждённые и зарегистрированные Административным отделом Свердловского Окрисполкома документы, небыли вручены  православному обществу, а скрыты в корыстных целях.
15 сентября 1927 г. – «Секретно».Реж. Райисполкому Адм.части от Черемисского с/совета. Направляем доп. соглашение религиозного общества с.Черемисского.
Пред. с/совета: Н.Е.Буторин, делопроизводитель: Е.Половинкин
21 сентября 1927 г. – Реж. РИК Адм.част. Отправляет доп. соглашение в дело общины. (по всей видимости Реж.РИК не желает противоречить Адмотделе Свердловского ОКРИКа)
Пред. с/совета: Н.Е.Буторин, делопроизводитель: Е.Половинкин
30 сентября 1927 г. – Реж. Райисполкому Адм.части от Черемисского с/совета. Препровождают списки на служителей религиозного культа с.Черемисского.
Пред. с/совета: Н.Е.Буторин, делопроизводитель: Е.Половинкин
08 декабря 1927 г.  – Реж РИКу от Черемисского с/совета. Препровождаем акты по обследованию часовен находящихся на территории Черемисского с/совета.
Пред. с/совета: К.М.Абашумов,(Абакумов)                                    делопроизводитель: Е.Половинкин               – акты от 07декабря 1927 г. по обследованию 2-х часовен находящихся в с.Черемисском.             Представитель с/совета И.Черепанов
07 мая 1928 г. – Реж РИКу от Черемисского с/совета. Препровождаем акт по обследованию религиозного культового имущества.
Пред. с/совета: Е.Вирухин,  делопроизводитель: Е.Половинкин
– акт по обследованию религиозного культового имущества, от 23 апреля 1928 г.                                       уполномоченный с/совета Буторин Н.Е.
***Или по устному распоряжению высших органов власти, или по ненависти отдельно взятых граждан и руководителей Черемисского с/совета, но к 1929 году деятельность законно-разрешенного православного религиозного общества была разрушена и не имела такого влияния как в 1927 году. Меры, проводимые Советской властью по закрытию церквей, против зажиточных кулацких частников и активных православных христиан (служителей православного культа), ведущих по их словам контрреволюционную пропаганду среди колхозников, сделали своё дело и большая часть крестьян начала принимать сторону действующей власти. Чувство страха за свою жизнь  и жизнь детей позволило скрывать любую привязанность к православной религии, хотя в каждом доме оставались и находились православные иконы, а так же сохранялись обычаи православной жизни, которые дошли и до нашего времени.
Дальнейшая судьба Богоявленской церкви отражена в протоколах заседаний президиумов, пленумов и общих собраний граждан с. Черемисского, которая стала отражаться с 1928 года.
18 января 1929 г. – Административный округ Облисполкома.
Циркуляр № 0031
Всем окружным Адмотделам Уральской области
Копия: Окружной исполнительный комитет (ОКРИК)
«О порядке наблюдения с/советами за сохранностью культовых зданий и культового имущества»
…….на сельские советы возложено наблюдение за сохранностью культового имущества.
Это мероприятие вызвано тем, что Адмотделы РИК, заключившие с организациями верующих договоры на бесплатное пользование культовыми зданиями и имуществом, фактически не в состоянии вести непосредственное наблюдение за сохранностью вышеуказанного имущества.
С возложением этих обязанностей на с/советы, настоящая задача разрешается полностью.Обл.Адм.Отдел обращает внимание Начальников Окр.Адм.Отделов на то обстоятельство, что наблюдение за сохранностью имущества культов составляет ОБЯЗАННОСТЬ Сельсоветов со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно:
1. Сельсовет наблюдает за состоянием зданий культа. Сюда относятся ……..;
2. Сельсовет наблюдает за сохранностью культового имущества, сданного верующим в бесплатное пользование. С этой целью с/советы обязаны………….;
Настоящий циркуляр разослать всем РИКам и сельсоветам Вашего округа для исполнения.
П.п. вр.Начальник Уральского Обл.Адм.Отдела                    /Корчев/
***Согласно этого Циркуляра, вся ответственность за сохранность культовых зданий и имущества возлагалась на с/советы, которые обязаны были наблюдать за своевременным выполнением ремонтов, согласно заключённых договоров с органами власти и следить за тем, что бы культовое имущество на расхищалось и не использовалось на какие либо другие нужды, ничего общего не имеющие с потребностями культа, а так же не оставалось без надлежащей охраны.
18 августа 1929 г. – Протокол общего собрания граждан с. Черемисского постановляет «……разбитое колоколо считать целесообразно снять и продать в счёт 3-го заем. индустриализации и облигации ….»
05 мая 1929 г. – Протокол № 2 Заседания Президиума Черемисского с/совета.
слушали: п.4 – О снятии колокола с церкви, в виду его непригодности.
постановили: с/совету договориться о разрешении снятия колокола и поручить подыскать спеца для снятия колокола….
***Большим значением послужило постановление о закрытие Богоявленского храма в Режевском заводе, (г.Реж) Режевской месности,
Свердловского округа. (30.09.20-18.02.1930 г.г.) Одноимённое  название храмов, могло поспособствовать дальнейшему решению данного вопроса.
 
20 января 1930 г. – Протокол № 7 Общего гражданского собрания граждан с. Черемисского.
слушали: Доклад о работе школа 1-й степени./докл. тов.Шохрина/
в прениях: – Троеглазов А.С. говорил, что церковь во чтобы то не стало надо отобрать;
– Богатырёв А.Н. ……….церковь изъять и отдать под школу;
– Шураков ……..переоборудовать кресты, а здание отдать под школу;
– Демидов И.Ф. ………церковь надо отобрать и отдать под школу;
– Абакумов К.М. …….в ближайшее время отобрать и отдать под школу…..,что в настоящее время попы ведут агитацию, т.е. разводят контрреволюцию.
-Белоусов П.П. …..нам церковь необходимо отобрать, поскольку попы разводят контрреволюцию.
– Зиновьев А.С ……церковь надо закрыть и отдать под школу…;
– Мелкозёров …..церковь стоит уже пустая, ходят только 50 кулаков контрреволюционеров и ведут работу с беднотой о том, что не надо ходить к колхозникам…..что мы окончательно ударим по кулаку попу и религии….церковь надо отобрать.
– Белоусов Н.Г.…..церковь надо нам в ближайшие дни отобрать…..сделать из этого здания дом культуры;
– Запрудин И. Еф. о том, что у нас когда собирали подписи за попа, то у меня не было отца дома, а его записали по заочно и за него расписались без его согласия. (Запрудин Н.И выступал против разрушения церкви прот. от 18 августа 1929 г.)
Заключительное слово тов. Шохрина:
постановили: ……ходатайствовать перед органами советской власти об изъятии церкви под культурное просветительное учреждение в связи с проведением контрреволюционных работ против колхозов ……просить с/совет о выселении из с.Черемисски попа Севастьянова и Чернавина.
 
11 сентября 1930 г. – выписка из протокола № 24 Расширенного заседания президиума Черемисского с/совета. слушали: п.3 – О рассмотрении сметы по переоборудованию здания бывшей церкви под здание с/совета ….договориться с Реж РИКом и партийной частью Райкома о утверждении намеченной сметы. постановили: В основном смету по переоборудовании здания б/церкви под здание для организации с/совета в 2500 руб.  Просить Райисполком выделить 1500 руб. и 1000 руб. с/совет выделяет из вновь проведённого самообложения 1930 -1931 г.г.
 
***Церковное здание оставалось стоять бесхозным, т.к. гонения на церковь  продолжались и  делали своё дело. За одну ночь всё ценное церковное имущество исчезло из церкви (со слов моего  деда Гудкова П.П.), а простые иконы были сброшены в амбаре соседнего дома.(помнят многие старые жители села)
 
23 мая 1935 г. – Протокол № 34 Заседание рабочего президиума Черемисского с/совета.
слушали: доклад тов.Ильиных Г.В. об учёте бесхозяйственного имущества (домов) граждан выбывших из Черемисского с/совета не известно куда с 1920 г. по 1935 г.
постановили: Учитывая, что граждане выбывшие на производство и оставившие своё имущество (дома с пристройками) в бесхозяйственном состоянии……..поэтому президиум Черемисского с/совета постановляет, бесхозяйственное имущество взять в временное коммунальное хозяйство Черемисского с/совета (особенно дома с надворными постройками).
 
***Согласно этого протокола, можно предположить, что все церковные дома перешли в коммунальное хозяйство Черемисского с/совета и использовались для нужд села в различных целях (ясли, дет.сад, кинозал и др.) 
 
17 декабря 1935 г. – Свердловский Облисполком – Срочно. Всем Райисполкомам и горсоветам Свердловской области № 0408.
В целях выявления состояния религиозных организаций в области, использования закрытых культовых зданий и учёта незакрытых зданий культа, как национального имущества, Президиум Облисполкома  предлагает представить к 10-му января в Областную Культовую комиссию сведения о религиозных организациях на 1-е января 1936 г по прилагаемой форме. 
Зам. секретаря Свердловского Облисполкома  (Березин)
 
17 декабря 1935 г. – Ведомость культурных заведений Режевского района по состоянию на 01.01.1936 г. церковь с.Черемисского – как кино  (не действует)
***Вероятно: С целью выполнения распоряжения Облисполкома, Реж. РИК  представил планируемое использование б/церкви.
 
09 января 1936 г. – Протокол № 1 Президиума Черемисского с/совета. Присутствовало 42 человека.
слушали:п.1 – О состоянии культурно-массовой работы.
постановили: В целях выполнения решения Обкома ВКП(б) полагаем провести следующие мероприятия: 1. Под колхозный дом культуры (КДК) использовать помещение бывшей церкви, для чего в течении января, февраля месяцев провести следующие мероприятия – дооборудовать: а) поставить звуковое кино; б) достроить радио-узел; в) составить смету на организацию 5-6 комнат для кружковой работы…… послать материал на утверждение в ОБЛАНО
 
04 февраля 1936 г. – Протокол № 3 Заседания Президиума Черемисского с/совета. слушали: п.7 – Рассмотрение эскиза колхозного дома культуры. постановили: Рассмотрев эскиз и заслушав объяснения по нему тов. Кутышева президиум с/совета…….в основном с эскизом согласиться. Просить президиум Райисполкома на основании сметы составленной т. Кутышевым ассигновать по бюджету на 1936 год необходимое количество средств, с таким расчетом, чтобы к 1 мая 1936 г. полностью закончить строительство КДК.  Отмечая, что т. Никитин составил смету без проекта стр-ва, которая несёт ряд неточностей и что со стороны десятника – строителя Буторина выявилось к этой смете недовольство при поездке т. Буторина в Реж без санкции Президиума с/совета …..объявить т. Буторину строгий выговор.
 
***После того, как во многих регионах прошло незаконное закрытие многих религиозных учреждений, и жалобы православных религиозных общин докатились до ВЦИК, 10 апреля 1936 года состоялось заседание ВЦИК по вопросам культов.
 
10 апреля 1936 г. – Группе религиозных общин.
Прокуратуре РСФСР,……Свердловской области……Комиссии культов.
Президиум ВЦИК
слушали: 7.Утверждение п.п.12,13,14 и 17 протокола № 2 от 16 февраля 1936 года комиссии по вопросам культов.
постановили: 1. По протоколу № 2 п.12……….
2. По протоколу № 2 п.13……..
3. По п. 14 того же протокола. Предложить Свердловскому 
Облисполкому наложить на председателя Сталинского райсовета гор. Свердловска административное взыскание за незаконные действия при закрытии церкви. 
Секретарь ВЦИК      /А.Киселёв/
Райисполкомам и Горсоветам Свердловской области.
Для с в е д е н и я.
 
10 июля 1936 г. – выписка из протокола № 15 заседания  Президиума Черемисского с/совета
слушали: О ходе строительства колхозного дома культуры в с. Черемисское.
постановили: 1.Отметить, что строительство КДК остановилось исключительно из-за непосылки  райтехника. Со стороны Президиума Райисполкома мало уделяется внимания строительству КДК в с.Черемисском
2. Просить Президиума Райисполкома в течении 5 дней командировать техника для указания в работе по строительству.
Председатель с/совета:  Белоусов
секретарь: И. Кукарцев
 
22 июля 1936 г. – Заседания  Президиума Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области.
слушали: п.2 О строительстве КДК  /Мокроусов/
постановили:  Предложить председателю колхоза «Кр.Пахарь» выделить одного печника, а пред. колхоза «Ленина» одного плотника, пред. колхоза «Калинина» вывезти балки, пред. колхоза «Свердлова» вывезти печи. Срок до 1 августа 1936 г.
…….целесообразно оборудование нижнего этажа КДК согласно смете составленного райтехником. Разрешить использовать сверх сметы 100 руб. для покраски садика у КДК.
Просить директора МТС выделить одного плотника для руководства строительными работами.
«Красный Октябрь» – пред. колхоза  тов. Ежову выделить одного чернорабочего.
 
1 августа 1936 г. – № 0305 Свердловский Облисполком. О порядке оформления  закрытия культовых зданий. 
Циркулярно. Горсоветам и Райисполкомам Свердловской области.
Поступающие на РИК и Горсоветов материалы по закрытию культовых зданий не всегда дают Облисполкому возможность установить действительное положение вещей:
В большинстве случаев РИК Горсоветов ограничиваются представлением протоколов собраний граждан и лаконического постановления РИК, в котором нет никаких сведений, характеризующее дело.
…………………..  К фактическому изъятию культовых зданий и ликвидации культового имущества РИК и Горсоветы приступают только по разрешению Облисполкома, которое высылается в РИК по получении Обл. Культовой Комиссии вышеуказанной расписки церковного совета.
Настоящий порядок подлежит точному и безусловному выполнению.
П.п. Секретарь Свердловского Облисполкома     /А. Царевский./
 
***По всей видимости,  после таких указаний и распоряжений дальнейшая перестройка культовых зданий была приостановлена. Это отразилось и на Богоявленской церкви, которая к ноябрю 1936 года была переделана на 70 %
 
14 ноября 1936 г. – Протокол № 19 Заседания Президиума Черемисского с/совета Режевского района
слушали: п.1 – Утверждение постановления культурной секции о достройке КДК в с.Черемисском.
постановили: 1. Президиум с/совета одобряет решение культсекции от 13/XI-36 г. требующего быстрейшего окончания строительства КДК….
2. Президиум отмечает, что строительство выполнено на 70%, а именно; а) изготовлен зрительный зал; б) изготовлен и работает радиоустановка; в) оборудована и работает библиотека.
***Что произошло за эти два года, но выполнение решения Обкома ВКП(б) было приостановлено. Самые страшные годы репрессий 1937-1938 г.г. не позволили принимать никаких кардинальных решений, тем более, что Н.Е.Буторин был арестован и осуждён, а за что – это пока не ясно, как и не известна его дальнейшая судьба. Срок ИТЛ совпал с началом ВОВ.
 
**Буторин   Николай  Ефимович, год рождения – 1893 г, русский.
   Место рождения:  РСФСР, Свердловская обл., Режевской р-он.,  
    с.Черемисское
   Проживал: Свердловсая обл., Режевской р-он., с.Черемисское
   Работал:  крестьянин-единоличник
  Арестован:   6 ноября 1938 г.  Осуждён:   17 октября 1938 г.
  Мера наказания –  5 лет ИТЛ
 
14 августа 1939 г. – Заседания  Президиума Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области
слушали: О работе КДК в связи с установкой звукового кино.
постановили: В связи с установкой звукового кино увеличились  и расходы клуба и поэтому поставить вопрос перед директором МТС о содержании помещения.
Разрешить директору МТС ставить кино в помещении клуба один раз бесплатно, а через месяц поручить директору КДК том. Мокроусову заключить договор с МТС о содержании и желаемой платы помещения.
Президиум с/совета предлагаем всем организациям всякие культурные мероприятия проводить по согласию с директором КДК. Считать отв. Лицом за помещение клуба дир.КДК тов. Мокроусова.
 
12 марта 1940 г. – Решение № 3 Заседания  Президиума Черемисского с/совета
слушали: Утверждение договора по сломке колокольни с бывшей церкви с колхозниками колх. «Красный Октябрь»
постановили: Договор на сломку колокольни с бригадой колхозников колх. «Красный Октябрь» полностью утвердить.
 
13 июля 1940 г. – Протокол № 9 Заседания  Президиума Черемисского с/совета
слушали: О сломке колокольни
постановили: По сломке колокольни создать согласительную комиссию из 4 –х человек Белоусов Н.А., Иванов А.В., Ежова Н.А. и Кукарцева М.С. которой поручить не позднее 15 июля подработать вопрос.
 
14 октября 1940 г. – Протокол № 13 Заседания  Президиума Черемисского с/совета
слушали: п.8 О продаже кирпича и ломке колокольни
постановили: Кирпич не продавать, а оставить на нужды колхозов и МТС, для чего выделить от МТС одного рабочего и от колхозов.
 
***Исполняя решение Обкома ВКП(б) о создании в сёлах культурных учреждения и о докладе в РИК о составлении сметы переделки б/церкви, которая не была закрыта Окрисполкомом (ОКРИК), а лишь передана в бессрочное пользование православной общине, у Президиума Черемисского с/совета и РИК обратного пути  уже не было, т.к. невыполнение данных решений расценивалось как преступление и наказывалось жестоко. (особенно после репрессий 1937-38 г.г.) Даже за не выполнение обязательного минимума трудодней введённого в конце 30-х годов, грозила ссылка.
Выходом из данной ситуации было лишь одно, перенос КДК из б/церкви, в церковно-приходскую школу, что не нарушало принятого решения Обкома ВКП(б) и устраивало все стороны. 
По рассказам местных жителей и моих родителей (1936 г.р.), КДК первоначально находилось в церковно-приходской школе, что подтверждают протокол № 13 от 14.10.40 г – снос колокольни и разбор кирпича и прот. № 14 от 12.03.39 г., когда КДК уже функционировал, и было установлено звуковое кино.
Возможно, чувство страха РИК перед Облисполкомом на основании циркуляра от 1 августа 1936 г., война 1941- 45 г.г., послевоенное восстановление страны, страх перед И.В.Сталиным*, который верил в православие, не позволило завершить  переделку б/церкви в здание КДК.  Лишь после смерти тов. И.В.Сталина, (март 1953 г.) напряжение ослабло, и задуманное в январь 1930 г. было осуществлено. 
Окончательная переделка культового здания б/церкви  завершилась только к 1 сентябрю 1953 года. Тогда был открыт Черемисский Д/К, который действует и по настоящее время.
 
11 июля 1953 г. – Протокол № 6 Заседания исполкома Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области.
слушали: п.3 – О работе дома культуры за 1 полугодие и о ремонте ДК докл. Блохин А.Д.
постановили: 1.Немедленно начать ремонт ДК и закончить его к 1 сентября 1953 г.
2. просить исполком райсовета и культ-просвет. Отдел подобрать и направить человека на должность массовика в Черемисский ДК.
 
 
22 апреля 1954 г. – Протокол № 3 Заседания исполкома Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области.
Слушали: О проведении 1 мая 1954 г.
Постановили: п.5 проверить подготовку к празднику Черемисского ДК и оказать им практическую помощь – побелить фасад.
 
***По вышеуказанным протоколам мы видим, что к 1 мая 1954 г. Черемисский ДК уже функционировал и готовился к празднику.
 
Так же можно отметить и то, что помимо Богоявленской церкви в наличии у православной религиозной организации находились: дома священников, церковно-приходская школа (переделанная под КДК) и земли, как под этими зданиями так и для ведения сельскохозяйственной деятельности. (по словам старожил, к ним относились урочище «Елань» – луговая поляна)
Из-за отсутствия протоколов в период ВОВ (1941-1945 г.г.) история церкви (КДК) остаётся не запечатленной, но со слов моих родителей и по книге Бесовой В.М, в годы ВОВ  здание б/церкви использовали  как склад, для хранения зерна.
В свои годы (род. в 1966 г.), я подростком ходил на детские сеансы кино и любовался ангелочками над сценой и православной росписью на потолке. Две большие люстры украшали зрительный зал и напоминали о том богатстве, которое имела Богоявленская церковь (опись имущества от 1923 г.) 
С приходом к руководству Черемисской администрации Першина А. П. данные люстры бесследно исчезли, а роспись и ангелочки были закрашены. Зачем это было нужно, можно лишь догадываться. Чувство жадности и личной наживы, за счёт другого имущества, или что-то ещё, не останавливало бездушных людей и в 1927 году, и в 1987, и в 2007 году, когда начали распродавать земли (Сапы) и  растаскивать совхоз. Народ стал рушить всё то, что создавали их отцы,  деды и прадеды.
 
Заключение: Анализируя весь просмотренный материал, можно сделать вывод о том, что деятельность православного религиозного общества с.Черемисского  не была приостановлена, а Богоявленский храм (сегодня Д/К) не был закрыт органами Советской власти (Устав и договор о бессрочном пользовании № 14 от 10 мая 1927 г. Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК))
На сегодняшний день, согласно Федерального Закона № 327 от 30 ноября 2010 г. все незаконно экспроприированное и перепрофилированное религиозное имущество является собственностью религиозного общества и принадлежит воссозданному в 2007 г. православному Приходу в честь Богоявления Господня с.Черемисского и должна быть безвозмездно возвращена Екатеринбургской епархии РПЦ.
Тот народ, кто в нашей стране с пониманием и верой относился к истории своего края, и смогли отстоять свои святыни в их первозданном виде, сегодня имеют православные храмы (церкви), которые прекрасно вписывающиеся в архитектурный ансамбль любого города или села. 
 Многое в этой сохранности зависит и от собственного народа,  от его желания, веры и любви к своей Родине и к своему краю.
 
С уважением к истории своего села и своего края,  
восстановитель одной из порушенных часовен и воссоздатель местной православной религиозной организации Приход в честь Богоявления Господня с.Черемисского
Помощник Председателя
православного Прихода А. В. Медведев
 
 
*И.В.Сталина верил в православие и мощь святынь. По его указанию самолёт с иконой «Божьей Матери» летал всё  ноябрьскую ночь 1941 г. над Москвой, в момент её осады немецкими войсками. Утром наступление было остановлено и советские войска перешли в контрнаступление, что переломило и решило исход войны.
 
** Все копии и выписки подтверждающих документов, а так же ссылки на архивные дела, находятся в православном Приходе с.Черемисского.
ГАСО ФР-102 оп.1 п. 387 – дело о закрытии церквей в городах и сёлах области 02.01.1927 – 04.01.1930 г.г.
ГАСО Р-2282 оп.1 п.1 – п.10, п. 33-34 – протоколы заседаний Президиумов, пленумов и общих собраний исполнительного комитета Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области
 Ф-48 оп.1 п.10 – Документы (договора, списки, описи инвентаря)………….. Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за февраль – март 1927 г.
Ф-48 оп.1 п.11 – То же, Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за март 1927 – август 1931 г.г.
ГАСО – Списки репрессированных Свердловской области
 
***Личное мнение, основано на просмотре и анализе изученных мною  архивных документов.
 
 
Разрешаю использование материала в печатном издательстве. Материал был послан в местную газету, но не был опубликован. Местной администрации было отправлено не одно письмо, о возвращении церковного имущества, но всё безрезультатно. 
Данный материал был подан в юридический отдел ПРЦ Екатеринбургской епархии.