logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

Школа для крестьянских детей

Школа для крестьянских детей 
 
История села Глинского неразрывно связана с историей нашего уральского края. Это относится и к народному образованию.
Заслуга распространения грамотности на Урале принадлежит В. Н. Татищеву, который в 1721 году издал целый ряд распоряжений, касавшихся организации школ в слободах, и добился претворения их в жизнь. Но в первые горнозаводские школы Урала дети крестьян привлекались в незначительном количестве. Приказывалось включать в списки детей, проживавших при заводах и приписных слободах, с оговоркой: «кроме крестьян и бобылей».
Конечно, уже к 1786 году изменилось отношение к крестьянству, и обучение стало для крестьян более доступным. Но наши земляки не могли обучать своих детей в заводских школах по причине того, что дети были первыми помощниками на полевых работах и в доме. В то время было распространено домашнее обучение. Зачастую такое обучение ограничивалось умением поставить подпись и азами счёта.
Новым Уставом учебных заведений 1828 года предписывалось открывать приходские училища «повсюду, где есть средства».
В 1856 году открывается одноклассная церковно-приходская школа с двухлетним обучением в с. Глинском. Обучение проводится по учебникам «Русская азбука» Главинского 1861 года издания, «Русская грамматика» Скворцова 1861 года и Половцева 1854 года издания. Преподаются  Закон Божий и основы арифметики. Последние годы в церковно-приходской школе преподавал священник Пётр Чернавин. Школа находилась в одном из домов священнослужителей и занимала одну комнату. Школу содержало глинское сельское общество. Сведений о церковно-приходской школе очень мало. Школа прекратила существование в 1869 году «по причине нежелания содержать школу и учителя сельским обществом». Об этом в Екатеринбургскую уездную управу рапортовал 17 сентября 1870 года волостной старшина Третьяков.
Следующие два года дело народного образования, очевидно, продолжал Пётр Чернавин, о чём свидетельствует архивный документ – постановление Екатеринбургского уездного училищного совета от 22 марта 1871 года за №17, по которому было выдано наставнику глинского народного училища священнику Чернавину пособие в размере 90 рублей. По способу преподавания и успешному обучению глинское училище отнесли к первому разряду. А 7 января 1872 года Уездная управа сообщила, что «в скором времени имеют быть преобразованы в селениях Черемисском и Глинском народные школы, и для этих школ подысканы в учителя два кандидата на эти места: отставной урядник 1 статьи Александр Петрович Маев в с. Глинское и крестьянин Верхнетагильской волости Григорий Васильевич Векшин в Черемисскую народную школу».
Остаётся загадкой, какое время прослужил А. П. Маев в Глинском земском училище. Но уже в 1873 году с 11 по 19 сентября в г. Екатеринбурге проходил съезд народных учителей, где о своём методе преподавания рассказывала учитель Глинской школы Парасковья Никитична Доронина – делилась опытом преподавания русского языка. Парасковья Никитична имела свидетельство Педагогического совета Екатеринбургской гимназии. Отличалась в процессе преподавания исполнительностью и усердием.
В это же время началось строительство каменного здания школы. Она открылась осенью 1876 года. К сожалению, этого здания уже не существует. Оно было снесено, и на его месте выстроен продуктовый магазин.
Библиотека школы насчитывала 210 книг разного содержания. Среди них учебников – 121. Это и «Родное слово» Ушинского, и «Арифметические задачи» Томаса и Евтушевского. Из мебели в школе были 1 стол, 7 парт, 1 шкаф. В школьном хозяйстве числилось 2 классных доски,  53 аспидных доски, 15 стеклянных чернильниц. Часть расходов на содержание школы и квартир для учителей брало на себя сельское общество, но львиную долю ассигновало земство. Попечителями Глинского земского училища в разные годы были П. К. Калугин, И. М. Батеньков, С. Р. Ольков. Попечители избирались сельским обществом один раз в три года. Они заботились о благоустройстве школы и быте учителей.
По сведениям Екатеринбургского земства, в Глинском одноклассном (со сроком обучения три года) училище в 1876 году обучались 58 мальчиков и 12 девочек.
В Глинском народном училище учились дети с. Глинского и окрестных деревень, расстояние до которых было от 1 до 7 вёрст. Далеко не все крестьянские дети, поступившие в земское училище, заканчивали его. Бедные крестьянские семьи были не в состоянии материально поддерживать детей, отданных в школу из отдалённых деревень, обеспечивать их едой, одеждой, обувью, платить за квартиру. Несколько сельских обществ, в том числе и Глинское, в 1888 году возбудили ходатайство об отмене платы за обучение в училище, но управа отклонила предложение.
Надо отметить, что среди учителей земской школы в разные годы работали очень прилежные учителя. Были представлены к благодарности Екатеринбургского земского собрания помощник учителя Сорокина в 1880 году и учительница А. Н. Зайцева в 1906 году.
После революции 1905 года для крестьян были открыты сельскохозяйственные училища, которые готовили младший агрономический персонал. В эти училища попадали дети обеспеченных крестьян, изредка поступали и дети из бедных крестьянских семей. Так, в 1914 году окончил Ирбитское сельскохозяйственное училище глинчанин П. П. Третьяков, которому было присвоено звание помощника агронома.
Эпоха просвещения набирала обороты: в каждом селе появились начальные народные училища. А в документах за 1915 год уже встречаем: Глинская школа становится двухклассной: первые классы – земские, с трёхлетним образованием (учитель Антонина Михайловна Головина) и вторые классы – министерские (учитель Александр Александрович Храмцов, отставной чиновник).
Надо сказать, что за всё время существования земской школы учителя старались не только прививать ученикам азы науки. Среди школ Екатеринбургского уезда распространилась любовь к театральным постановкам и концертам. Не была исключением и наша школа. Учителя ставили спектакли с детьми к различным праздникам и сами охотно участвовали в них. Моя бабушка, Анна Ивановна Калугина, будучи ученицей, с удовольствием участвовала в постановках. Она на протяжении всей жизни помнила все произведения, которые учила наизусть в школе. Это были произведения великих русских поэтов: И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева…
На протяжении существования Глинского народного училища учителя менялись часто. Редко кто из учителей отрабатывал более двух лет. Сказывалось отсутствие элементарных условий проживания, отдалённость от культурного центра, да и с сельскими женихами зачастую не о чем было говорить. И всё же Глинское сельское училище было всегда на хорошем счету в уездной управе и в округе, а хорошие традиции в обучении были заложены в фундамент современной школы.
С. МАКСИМОВА.