logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

И в нашей Гавани бывали паруса

И в нашей Гавани бывали паруса

Наш пруд всегда был, и надеюсь, будет украшением города Реж. Но что-то явно не хватает в обрамлении пруда, его берега унылые и какие-то неестественно безжизненные. Исчезли основные атрибуты. Нет больше вышек для прыжков в воду, лодочных стоянок, да и самих лодок, которых раньше было великое множество.
Люди разучились строить лодки, и нет этого весеннего запаха смолы и гудрона, что предшествовало спуску лодок на воду. Исчезли причалы и пирсы для маленьких трудяг – катеров. А самое главное исчезли белокрылые красавицы яхты и легкие байдарки и каноэ, наличие которых бесспорно выделяло наш пруд в 70 – 80 годы XX века.

Пускай мы жили бедно – поколение ребят, родившихся в 50 годы, но мы искренне любили свой город его пруд, не засорять берега мусором и костровищами. Несомненным украшением, достопримечательностью и гордостью города в те 60 – 70 годы был «Яхт-клуб» Никелевого завода. Кажется, времени прошло не так уж много с тех времен, но уже что – то забылось и исчезло безвозвратно. Я был свидетелем и участником появления «Яхт-клуба», а статья эта – дань уважения тем людям, чьими руками на пустом месте была создана красота парусного и лодочного спорта в городе Реж. И история эта начиналась тоже не совсем обычно.
В те 60 годы в городе Реже на пике развития был хоккей и футбол, в том числе детский и юношеский и это было повальное увлечение. Получить форму футбольную или хоккейную и быть зачисленным в команду – это была честь. Вот в это время появляется человек и предлагает нам «гаванским» ребятам 13 – 17-летнего возраста заняться еще и парусным спортом. Человека этого звали – Филиппов Алексей Викторович – мастер спорта СССР по парусному спорту. Этот человек просто заразил нас парусами. Все делалось с нуля и своими руками. Из простых шлюпок, которые нам купил Никельзавод мы под руководством «Филиппыча» (так уважительно мы называли своего учителя) построили парусные ботики, паруса шили сами, как и остальной такелаж. Построили пирс, а ангар размещался в брошенном гараже, где теперь стоит здание ДК «Металлург».
В первую «Шлюпочную команду» входили: Олег Шевяков, Александр Киселев, Николай Петелин, Люда Хрусталева, Александр Дорохин, Леонид Зайцев, Панов Сергей, Сергей Леханов, Сергей Шелюгин, если кого-то пропустил – без обид, времени прошло много. Мы доказали свою жизнеспособность, и благодаря пробивной настойчивости нашего «Филиппыча» на следующий год «Яхт-клуб» имел в своем распоряжении настоящие яхты класса «М» и «Финн», а к зиме построили и «Буер» для ледовых гонок под парусом. К 1971 году клуб имел уже достаточно яхт и экипажей, чтобы принимать участие в областных регатах в городе Свердловске и Нижнем Тагиле. Параллельно с парусными судами приобретались байдарки и каноэ. Общая численность, занимающихся водными видами спорта перевалила за 60 – 70 человек. К середине 70 годов «Яхт-клуб» располагал солидной материальной базой: крытые и открытые ангары; швартовочные пирсы; яхты разных классов от «Кадет» до «Летучих Голландцев»; моторные лодки; скутеры, экипировку для водных лыж и серфинга, гребные суда различных классов.
 Летом «Яхт-клуб» устраивал массовое хождение под парусом для горожан. Это было ни с чем несравнимое по красоте зрелище – гладь воды, а по ней грациозно скользят яхты с разноцветными парусами и спинакерами. С переездом клуба на новое место начались проблемы различного характера. Ну, во-первых, по разным причинам из клуба ушло первое поколение – кто-то поступил на учебу, кто ушел в армию. Новое поколение, пришедшее на все готовое, и уже к клубу относилось более потребительски. Пожар 1988 года погубил основную массу судов. Наш несгибаемый «Филиппыч» пытался восстановить клуб. Но и люди были уже не те, время не то, да и годами «Филиппыч» был уже не молод.
Однозначно можно сказать, что таких людей Режу явно не хватает. А его детище «Яхт-клуб» блеснуло яркой звездой в истории Режа и погасло. Но есть память людская, да и наш пруд, наверное, еще помнит, как в его водах отражались стройные обводы «швертботов» со строгими парусами. Если говорить о сегодняшнем состоянии нашего пруда то его потенциал не используется и на 10% в социальных целях, наверное, ждет нового «Филиппыча» с его шлюпочной командой.
Панов С.