logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

«Уральский Иерусалим» на стыке четырех районов Путевые заметки

«Уральский Иерусалим» на стыке четырех районов Путевые заметки 

 

Занимаясь сбором исторических материалов о таком культурном пласте, как историческое и культурное наследие старообрядцев Среднего Урала и в частности Режевского завода и его окрестностей, шаг за шагом начинаешь разматывать историческую нить событий в жизни людей Режевского уезда и сопредельных территорий конца XVII века и начала XX века.
Отправной точкой журналистских поисков, конечно, послужил Режевской завод и жители его поселка. Более глубокое изучение предмета в Государственных архивах, областных музеях, встречах с интересными людьми на территории Режевского округа и области приводит к выводам, что эта тема практически «TERRA INCOGNITA».
В путевых заметках рассказывалось о селах Березовского района – Сарапулка и Становой, их судьбе, неразрывно связанных исторически с Режевским заводом. Так вот, работая в этом направлении, путь журналиста и историка привел меня в село Арамашка Режевского городского округа, о чем и был рассказ в предыдущем номере нашей газеты. В беседе с одной из старейших жительниц села Арамашка – Бачининой Екатериной Григорьевной, в девичестве Маньковой – выяснилась одна интересная деталь, что приверженцы Русской Православной Старообрядческой Церкви этого села, не имея своей церкви, ходили молиться почти за сто верст в село Южаково.
Если ехать из Режа через село Липовское, деревни Фирсово, Мостовая, Кайгородское, Корнилова часа через полтора попадаешь в село Южаково. Первые поселенцы этого села были из числа старообрядцев и гулящих людей. Основание села совпадает по времени со строительством первых железоделательных заводов на Урале – начало XVIII века. Население села занималось хлебопашеством, скотоводством, владело разными ремеслами – от производства стекла, зеркал и пимокатанья до скорняжного дела и выпечки различных хлебобулочных изделий. Особо село Южаково славилось своими пряничными. Пряничное дело было семейное, работали жёны, снохи и дочери. И по сей день секреты хлебопеков и кондитеров передаются в этом селе из поколения в поколение. Да и как наш Реж, который славился так же своими знаменитыми пряничными и мастерами кондитерами, не вспомнить по этому поводу! Но это уже отдельная тема для отдельного рассказа.
Первые поселенцы села Южаково с другими общинниками-«кержаками» построили деревянную часовенку. Вот так и обустраивали свою жизнь – навеки. Село большое, раскинулось вдоль реки Ямбарка (приток реки Нейва) на пять километров. Можно только себе представить красоту, величавость и богатство этого кержацкого села в начале XX века. Село Южаково стоит на стыке современных территорий четырех районов: Алапаевского; Режевского; Нижнетагильского, Невьянского, – и было своеобразным «Иерусалимом», куда ходили паломники-старообрядцы поклониться и помолиться лику иконы местоночтимой Святой Преподобной Параскеве. Эта святая почиталась на горнозаводском Урале наравне с древнерусскими святыми. После 1917 года следы иконы с ликом Святой Преподобной Параскевы теряются. Единственный лик Преподобной, как и лик Святого Антония Печерского, сохранился в виде фрески (народной иконы) в церковном здании поселка Мурзинка, где теперь находится минералогический музей.
Не в пример Режу в селе Южаково древлеправославная вера, традиции и духовность сохранились и по сей день. Гордость и уважение к своим предкам прослеживается в делах и беседах и с современниками, и с директором школы, и с простыми людьми, и с представителем власти.
«На старообрядцах все село держится», – так говорит глава местной власти Акулов В. М., человек лет тридцати пяти.
Хоть и нет Церкви и Часовни в селе (последствия деяний советской власти), а присутствие и уклад жизни во всем – старообрядческое благочестие. Это видно и в ухоженности старообрядческого кладбища, расположенного в сосновом бору, и опрятности сельского быта, школьного музея, где уникальная экспозиция по истории села, в том числе и истории староверов. Но самое поразительное – это школьный стенд во всю стену с фотографиями бородачей – старообрядцев с орденами и медалями, защищавшими в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках «веру и отечество». С фотографий глядят на нас целые семьи старообрядцев, как жили семейно, так и семьями Родину защищали. Внуки, правнуки – теперешние школьники – каждый день проходят под пытливыми и строгими взглядами своих дедов и прадедов-старообрядцев, и нет среди Южаковской молодежи «иванов, не помнящих родства».
А чтобы связь духовная во времени не прервалась, как и в Становой Березовского района, так и в Южаково, главы местных администраций реально готовы оказать любую посильную помощь в возведении или восстановлении старообрядческих Церкви или для начала Часовни. В Становой для этого и здание сохранилось, а в Южакове земельный участок с «намоленным» местом есть.
Есть еще в нашем Уральском крае и духовность и бережное отношение к историческому наследию, и хочется еще раз побывать в этом селе, поговорить с этими прекрасными людьми, послушать их исторические рассказы, и помочь им хотя бы словом, на них и их детях будет лежать возрождение Урала, и России.

С.Панов

Новости Режа  № 14(310) от 06.04.2012г.