Белоусова Татьяна Васильевна
Мы живы до тех пор, пока нас помнят.
Я коренная режевлянка, родилась и выросла в этом городе. Краеведением, историей города я интересовалась всегда и по роду своей профессии учителя географии.
15 лет назад я заинтересовалась историей своей семьи и решила составить генеалогическое древо. Начала с расспросов тети, родителей и бабушек уже не было, о ее жизни и о жизни предков, разговаривала с другими родственниками и накопила небольшой материал о жизни моих ближайших родственников. Начала с фамилии Белоусовых, а в планах было узнать как можно больше о Коминых. Все мои предки имеют корни в селе Черемисском. Мне повезло, в 2003 году я присутствовала на первом организационном собрании родоведов, организованном Королевым Геннадием Ивановичем, где получила, как и все присутствующие, основы исследования своей родословной. Начала с изучения литературы – книги Бесовой о Черемисске, словарь Мосина, там была ссылка на книгу Любимова «Аятская слобода в конце XXVII – в начале XVIII в.», автор монографии расписал дворы села Черемисского и всех Белоусовых, кто, чем занимался, кто был старостой, кучеотсыпным мастером у Демидова. Оказалось, что все они выходцы с низовий Камы и Средней Волги, из обширного Казанского уезда, в состав которого в XVII в. входил Осинский уезд и уроженцы его: Кокташевы, Шестаковы, Булдыревы, Белоусовы, Башковы, три семьи пришли из Казанского пригорода Кукарки (Кислых, Кукарские). В Черемиске – деревне над «ключом» в переписи Л. М. Поскочина (1680 г.) названо 4 двора Белоусовых. В одном из них и жил основатель моего рода. Иван Микитин – сын, прозвище Белоусов, родился до 1620 года, крестьянин с. Сыского Осинского пригородка Казанского уезда.
Как же соединить моих предков, не хватает одного поколения и снова везение: Михаил Юрьевич Елькин (председатель УИРО) занимался росписью Белоусовых из Аятской слободы, поделился своими записями и все.
Затем я обратилась к архивным источникам, работала в ГАСО (Государственный архив Свердловской области г. Екатеринбург) на ул. Вайнера.
Всем этим я готова поделиться, и буду очень рада, если мои находки вдохновят дальних родственников заняться исследованиями своего рода.
Зачем пишу? Ищу одно поколение за другим? Почему? Наверное, подошло время и пенсионный возраст. Пришла пора воспоминаний. Самые дорогие воспоминания любого человека – воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно – радостном восприятии мира, которое никогда уже не повториться. Да, это так. Душа просит вернуться в те времена, когда все были живы. Но увы… Вот и захотелось хотя бы на бумаге сохранить дорогие имена, которые хранились в памяти моих родных, в моей памяти.
По исследованиям Коминых дошла до середины XVIII века. Остается открытым вопрос, откуда же в с. Черемисска пришли Комины?
Пожалуй, с большим основанием можно установить связь Коминых села Черемисского – с Комиными Устюжского уезда (так предполагает один родовед из Вологды). Так как заселение края, в том числе Перми, происходило с Устюга, начиная от Ермака, а фамилии, скорее всего, на Севере России появились в XVI -XVII в. Наши предки долгое время обходились лишь именами и прозвищами.
Часто крестьян записывали без фамилий, например, фамильным прозвищем Комин стали называть неуклюжего, неповоротливого человека. Вот что написано в словаре Алексея Геннадьевича Мосина «Комин. Кома – (с ударением на первом слоге) северо – двинское прозвище неуклюжего, неповоротливого человека». По переписи 1710 года в селе Черемисска не упоминается фамилия Комины. Но уже в 1824году насчитывается четыре двора государственных крестьян, где жили Комины и в списке отставных солдат упоминается Мария Петровна Комина и ее сын Аркадий.
Смотрим исповедные ведомости 1824год. Духовная исповедь.
И вот во дворе 150 жил Михаил Андреевич Комин *1764год (в 1824 году ему было 60 лет) и его жена Ульяния Андреевна *1777 год(1765)?- 26.07.1838, дети: Наум, Петр, Иван, Марина. Иван Михайлович и является моим прапрадедом.
Теплится надежда, что среди тех, кто продолжит на Земле род Коминых, будут тоже носители памяти о своих предках, будут уважать и хранить память о нашей семье, роде и о нашем происхождении.
Нет, умершие нас не покидают —
И дед, и прадед, и прапрадед мой,
Пока живу, за мною наблюдают,
Ежесекундно шествуя за мной.
Есть та волна в бушующем просторе,
Где души предков — кровь богов моих.
Разделят радость и спасут от горя,
Покуда сам я не забуду их.
Е. Юшин
Литература: ·
Архив ГАСО. Ф24, О23, Д7168.лист 1807. 1824год. ·
В.А. Любимов «Аятская слобода в конце XVII – начале XVIII вв.». Историко родословные записи./Составитель В.А. Любимов. Нижний Новгород.1998г/ ·
Алексей Геннадьевич Мосин. Словарь Уральских фамилий. Издательство “Екатеринбург”, 2000 г.
Белоусова Т. |