logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

Белоусова Татьяна Васильевна

Мы живы до тех пор, пока нас помнят.       
Я коренная  режевлянка, родилась и выросла в этом городе. Краеведением, историей города я интересовалась всегда и по роду своей профессии учителя географии.
15 лет назад я заинтересовалась историей своей семьи и решила составить генеалогическое древо. Начала с расспросов тети, родителей и бабушек уже не было, о ее жизни и о жизни предков, разговаривала с другими родственниками и накопила небольшой материал о жизни моих ближайших родственников. Начала с фамилии Белоусовых, а в планах было узнать как можно больше о Коминых. Все мои предки имеют корни в селе Черемисском. Мне повезло,  в 2003 году я присутствовала на первом организационном собрании родоведов, организованном Королевым Геннадием Ивановичем,  где получила, как и все присутствующие, основы исследования  своей родословной.   Начала с изучения литературы – книги Бесовой о Черемисске, словарь Мосина, там была ссылка на книгу Любимова «Аятская слобода в конце XXVII – в начале XVIII в.»,   автор  монографии расписал дворы села Черемисского и всех Белоусовых, кто,  чем занимался, кто был старостой, кучеотсыпным мастером у Демидова. Оказалось, что  все они   выходцы с низовий Камы и Средней Волги, из обширного Казанского уезда, в состав которого в XVII в. входил Осинский уезд и уроженцы его: Кокташевы, Шестаковы, Булдыревы,  Белоусовы,  Башковы, три семьи пришли из Казанского пригорода Кукарки (Кислых, Кукарские).  В Черемиске – деревне над «ключом»  в переписи Л. М. Поскочина (1680 г.) названо 4 двора Белоусовых. В одном из них и жил основатель моего рода. Иван Микитин – сын, прозвище Белоусов, родился до 1620 года, крестьянин с. Сыского  Осинского  пригородка  Казанского уезда. 
Как же соединить моих предков, не хватает одного поколения и снова везение: Михаил Юрьевич Елькин (председатель УИРО) занимался росписью  Белоусовых из Аятской слободы, поделился своими записями и все. 
Затем я обратилась к архивным источникам, работала в ГАСО  (Государственный архив Свердловской области г. Екатеринбург) на ул. Вайнера. 
Всем этим я готова поделиться, и буду очень рада, если мои находки вдохновят дальних родственников заняться исследованиями своего рода.  
Зачем пишу? Ищу одно поколение за другим? Почему? Наверное, подошло время и пенсионный возраст. Пришла пора воспоминаний.   Самые дорогие воспоминания любого человека – воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно – радостном восприятии мира, которое никогда уже не повториться.  Да, это так. Душа просит вернуться в те времена, когда все были живы. Но увы… Вот и захотелось хотя бы на бумаге сохранить дорогие имена, которые хранились в памяти моих родных, в моей памяти. 
По исследованиям Коминых дошла до середины XVIII века. Остается открытым вопрос, откуда же в с. Черемисска  пришли Комины?    
Пожалуй, с большим основанием можно установить связь  Коминых   села Черемисского – с  Комиными Устюжского уезда  (так предполагает один родовед из Вологды).    Так как заселение края, в том числе Перми,  происходило с Устюга, начиная от Ермака, а фамилии, скорее всего,  на Севере России появились в XVI -XVII в. Наши предки долгое время обходились лишь именами и прозвищами. 
Часто крестьян записывали без фамилий, например,  фамильным  прозвищем Комин  стали называть неуклюжего, неповоротливого человека. Вот что написано в словаре Алексея Геннадьевича Мосина  «Комин. Кома –  (с  ударением  на  первом  слоге)  северо  –  двинское  прозвище  неуклюжего,  неповоротливого  человека». По переписи 1710 года в селе Черемисска  не упоминается фамилия Комины. Но уже в 1824году насчитывается четыре двора государственных крестьян, где жили Комины и в списке отставных солдат упоминается Мария Петровна Комина и ее сын Аркадий. 
Смотрим исповедные ведомости 1824год. Духовная исповедь. 
И вот во дворе 150 жил  Михаил Андреевич Комин  *1764год  (в 1824 году ему было 60 лет) и его жена Ульяния Андреевна *1777 год(1765)?- 26.07.1838, дети: Наум, Петр, Иван, Марина. Иван Михайлович и является моим прапрадедом. 
Теплится надежда, что среди тех, кто продолжит на Земле род Коминых, будут тоже носители памяти о своих предках, будут уважать и хранить память о нашей семье, роде и о нашем происхождении.    
Нет, умершие нас не покидают — 
И дед, и прадед, и прапрадед мой, 
Пока живу, за мною наблюдают, 
Ежесекундно шествуя за мной. 
Есть та волна в бушующем просторе, 
Где души предков — кровь богов моих. 
Разделят радость и спасут от горя, 
Покуда сам я не забуду их.  
  Е. Юшин 
Литература: ·       
 
  Архив ГАСО. Ф24, О23, Д7168.лист 1807. 1824год. ·         
 
В.А. Любимов «Аятская слобода в конце XVII – начале XVIII вв.». Историко родословные записи./Составитель В.А. Любимов. Нижний Новгород.1998г/ ·         
 
Алексей Геннадьевич Мосин. Словарь Уральских фамилий. Издательство “Екатеринбург”, 2000 г. 

Белоусова Т.