Кровельщик делал на заре XX века фотохронику Режа
В номере «Облгазеты» за 21 мая был опубликован материал о передаче церкви во имя Святого Иоанна Предтечи в Реже Екатеринбургской епархии. Публикация сопровождалась снимками, на одном из которых был запёчатлён момент строительства храма в 1901 году. Автор фото был неизвестен, снимок газете предоставил из своих фондов Режевской исторический музей, так и подписали. И полной неожиданностью стал звонок в редакцию пенсионерки из Екатеринбурга Любови Степановой, которая сообщила, что снимок сделал… её дед Александр Матвеев.
Крыши не текут сто лет
Как выяснилось, Александр Матвеев – автор множества фотографий, иллюстрирующих жизнь Режевского завода в начале XX века – так тогда назывался будущий город.
Александр Иванович Матвеев работал не только фотографом. Он был жестянщиком, кровельщиком, а после революции и фотокорреспондентом газеты «Большевик» в Реже, – рассказывает Любовь Константиновна. – Одно время, после закрытия Режевского завода, трудился шахтёром в Буланаше.
Он же со своим напарником Степаном Рубцовым крыл крышу той самой церкви во имя Святого Иоанна Предтечи в Реже, а также местную школу №1. Удивительно, но и на церкви, и на школе кровля цела до сих пор. Поражает не только мастерство кровельщиков, но и качество местного металла. Не зря в середине XIX века ре- жевское кровельное железо считалось эталонным.
Как вы определили, что эту фотографию сделал ваш дед? – спрашиваю Любовь Константиновну.
– В детстве я видела этот снимок у нас дома. Дед оформлял фотографии на паспарту, выглядело всё шикарно. У него был большой архив, он ездил по деревням как фотограф, выполнял частные заказы. Зная про это, даже спустя годы, особенно во время войны, когда многие теряли родных, к нему приходили женщины и просили отпечатать снимки их мужей, сыновей или отцов, ушедших на фронт. Рассказывали: где, когда, при каких обстоятельствах мой дедушка мог их запечатлеть, – вспоминает Любовь Степанова. – И вот дед Александр Иванович шёл в свой амбар, где деревянные полки были заставлены металлическими ящиками, в которых он хранил негативы – стеклянные фотопластинки. На каждом ящике было написано, в каком году и в каком селе был сделан негатив, поэтому он легко находил, что искал.
По словам Любови Степановой, её дед родился в 1877 году и трагически ушёл из жизни в 1958 году. В 12 лет он пришёл работать на Режевской завод где и научился мастерски обращаться с листовым железом, а позже «заболел» фотографией. Отец его, Иван Матвеев, специально ездил в Екатеринбург в фотографический магазин Метенкова, чтобы купить сыну фотоаппарат. Позднее Александр Матвеев станет часто бывать у Вениамина Метенкова. На обороте одной из фотографий, что нам показала Любовь Степанова при встрече, так и написано: «Снято 21 января 1915 года ночью при электрическом освещении в доме Метенкова». Тогда и электрический свет был в диковинку, и сам процесс съёмки при искусственном освещении требовал особого мастерства.
Удивляет, что всеми этими премудростями овладел человек с несколькими классами церковно-приходской школы. А ещё у Александра Матвеева была большая библиотека, часть книг из которой он давал читать другим, при этом вёл картотеку: кому и когда выдал книжку. Земляки заказывали у него не только книги, но и открытки с видами родного заводского посёлка.
– Когда в 1911 году заводчики Яковлевы остановили производство, многие стали уезжать в поисках работы и, видимо, скучали по родным местам, поэтому к деду часто поступали просьбы выслать «видочков Режевского завода», – говорит Любовь Степанова.
Сам Александр Матвеев тоже оказался среди тех, кто пострадал от закрытия завода, но без дела сидеть не стал. Тогда денег для расчёта с рабочими у заводчиков не хватило, предложили брать железом. Матвеев согласился, и металлические листы привезли ему во двор только что построенного дома. Список изделий, которые он смастерил из них вместе с напарником, поражает: вёдра, ванны, ковши, корыта, пудовки, лейки, шабалки для углей, печные заслонки, умывальники, формы для куличей, трубы с коленом для самоваров и… самовары для пельменей. Сам Александр Матвеев писал об этом: «Железо было мягкое, податливое и не ржавело». Зимой на нескольких подводах товар увезли на Ирбитскую ярмарку.
Но главным пристрастием Александра Матвеева всё же была фотография. Тогда как же. так получилось, что имя это почти забыто, да и и фотографий его сохранилось немного? Трагическим стал для него 1919 год: от тифа умерли два брата, жена, а затем и двенадцатилетняя дочь, которая ухаживала за матерью. Ещё одно испытание – 1938 год, когда власти дали три дня, чтобы убрать дом и освободить место для строящихся цехов завода. Перевозить пришлось не только дом, но и весь свой фотоархив. Справился. Но в 50-х годах дочери, что жили рядом, потребовали продать дом, в котором он поселился.
Как-то так получилось, что пенсию он не получал, хотя всю жизнь трудился. Две дочери, что жили рядом, содержать деда не хотели. Дом продали, архив перевезли к одной из дочерей в амбар, сам он уехал в Свердловск, – вспоминает Любовь Константиновна. – Когда вернулся – там уже всё было разграблено, осколки стеклянных фотопластинок валялись на полу. Он и не выдержал этого, ведь фотография была делом всей его жизни.
Сейчас Любовь Константиновна пытается собрать уцелевшие фото и книги из библиотеки деда. На страничке в «Одноклассниках» записала воспоминания о нём.
– Из нашей семьи я последняя, кто знал дедушку, а мне уже девятый десяток пошёл. Поэтому пытаюсь ещё что-то записать, оставить память о нём, – говорит Любовь Степанова.
Рудольф ГРАШИН