logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

Чтение и медийно-информационная грамотность в России.

В Свердловской  областной  универсальной  научной  библиотеке им. В. Г. Белинского прошел Межрегиональный   научно-практический  семинар  «Продвижение чтения и медийно-информационной грамотности в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы»

С приветственным словом  выступили Кузьмин Е.И., заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, кандидат  педагогических  наук.

Главный специалист Министерства культуры Свердловскойм области Карчкова Ж. Ю.  Она  рассказала  о поддержке чтения в Свердловской области, об основных  проектах и программах: Всероссийских  акции в поддержку чтения «Библионочьи и Всероссийском  фестивале  литературных журналов «Толстяки на Урале»,  областной  акции тотального чтения «День чтения», Международном  фестивале  научной фантастики «Аэлита»,  Крапивинском фестивале,  региональный фестивале неПрочитанных книг для детей и юношества, о  книжном форуме  «Город открытых книг»,  о молодежном  интернет-фестивале  рекламы книги «BookNet».

Кузьмин Е.И.  познакомил  присутствующих с Государственной  программой   поддержки детского и юношеского чтения в России, утвержденной 03.06.2017 года.   Он рассказал об общественном аспекте программы, о подпрограмме «Информационное общество»,  утвержденной Д.Медведевым.

Евгений Иванович  еще раз напомнил нам,  что Чтение – это освоение информации, феномен эпохи письменной культуры, информационная среда кардинально меняется и усложняется, объемы информации растут, доля текстов в потреблении информации снижается. Это не слова, все это мы наблюдаем ежедневно. Освоение социокультурного окружения происходит в основном через образы, предлагаемые СМИ.  Мы сами  облегчая мыслительные процессы наших читателей используем  телевидение, Интернет, видео, а не тексты и даже не устную речь . Он  утверждал  что институты поддержки чтения, то есть библиотеки  не справляются со своими задачами. Об этом говорит кризис чтения в России.

Евгений Иванович  обратил наше внимание на  ситуацию,  о приобщенности молодых родителей к письменной культуре и чтению, то есть к освоению письменной (текстовой) информации. Она постоянно снижается , а поведение взрослых, в том числе читательское поведение, определяет читательское поведение детей.

Озвучил проблему: «Современный человек, потребляющий информацию в основном в экранном формате, постепенно утрачивает способность рефлексировать по поводу увиденного,  последовательно, логично, самостоятельно мыслить,  воспринимать сложные смыслы и действительность адекватно,  формулировать и излагать мысли на письме и в устной речи,  понимать чужие высказывания»

Евгений Иванович назвал и причины, почему социальные институты, т .е. библиотеки не справляются с о своими целями и задачами. Это оснащенность библиотек, книжные фонды и непрофессионализм специалистов.

Главная задача  Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения – приобщение детей и подростков не только к чтению, но и приобщение к письменной культуре

Несколько раз повторил  надо  всегда помнить: не упрощать и не подменять проблему;  не упрощать задачи, не идти по пути наименьшего сопротивления; формулировать, что и для чего вы делаете;  взаимодействовать с другими институтами поддержки и развития чтения;  соблюдать требования социальной эффективности (необходимость, полезность, привлекательность).
С темой «Чтение в школе и языковые аспекты обучения разным предметам» выступила Дроздова О. Е., заведующая лабораторией междисциплинарных образовательных проектов Института филологии Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры методики преподавания русского языка, кандидат  педагогических  наук .  Она сказала, что Умение читать это умение воспринимать текст, понимать значение слов, и выражений через синтаксис и пунктуацию.

Задача социальных институтов школ, библиотек не только научить читать, но и понимать текст, перессказать  его. Поэтому логическое чтение, чтение с остановками, творческое чтение, медленное чтение – формы рекомендуемые к использованию в работе с книгой.
Аскарова В. Я., профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств, доктор филологических наук   представила Региональную программу «Поддержка и развитие чтения в Челябинской области» (2017-2020).
Заместитель директора по творческой деятельности Челябинской областной универсальной научной библиотеки Соловьева Н. Р.  Рассказала об  успешных проектах ЧОУНБ по продвижению ресурса ЛитРес:  Литературный календарь,  «Читайте лучшее с нами»,  «Встречное движение» и Интернет проект «Открытый диалог», «Умная остановка».

О выставочной деятельности,  как способе  продвижения ресурсов библиотеки рассказала Демьянович Л.  Я., заведующая отделом культурно-просветительских программ Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

Аверкиева С.  И., заведующая библиотекой средней общеобразовательной школы № 105 и заведующая библиотекой лицея  № 135, Коковина С.А. представили  проект «Самая читающая семья Химмаша»: опыт работы библиотекарей по организации семейного чтения
Заведующая информационно-библиотечным центром гимназии  № 70, Сураева О. Ю., представила тему звучание  цвета, или Путь во тьме.

Педагог-библиотекарь средняя общеобразовательная школа № 136 Лабутина О. А.  рассказла о Виртуальной  реальности  на службе у школьного библиотекаря.

Об инновационных методах  книжных презентаций,  о том  «Как презентовать книги весело и интересно»   рассказали Соловьева Е. В., заведующая отделом культурно-массовых коммуникаций и Иванов Е.С ., главный библиотекарь культурно-массовых коммуникаций СОУНБ им. В. Г. Белинского.
Во второй день конференции больше говорили  о медийно- информационной грамотности.
О  гуманитарных основах медийно-информационной грамотности рассказала Жилавская И.В. заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан, Московского педагогического государственного университета, кандидат  филологических наук.  Она рассказала,    что информация и медиа неразделимы.  Медиа как канал передачи информации проявляется только при наличии в нем самой информации. Информация приобретает свои свойства исключительно в момент еѐ транспортировки с помощью медиа. И медиа, и информация актуализируются только в том случае, если возникает коммуникация.

Об опыте  работы по формированию информационной культуры разных категорий пользователей рассказала Сафронеева Е.В., заведующая справочно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Нижний Тагил.

Хисамутдинов Р. Е., заведующий сектором инновационно-методического отдела Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга в своем выступлении   сказал о том, что Чтение не будет прежним  и о роли библиотеки в эпоху новой медийной грамотности.   Наступила эпоха  «Большого взрыва» информационных технологий. Электронное чтение – дело современное.  Представил проект     «БИБЛИОТЕКА В КАРМАНЕ».
Ивашина М. В., ученый секретарь Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга  в своем выступлении  «Программы  библиотек в онлайн-форматах: лайфхаки для жизни и учебы» рассказала об отсутствии целостной концепции государственной и региональных программ медиаобразования и стандартов,  отсутствии социального заказа со стороны государства,   о необходимости  реформирования системы подготовки кадров и других проблемах для внедрения медиограмотности.

В Приоритете – триада гражданская, информационная, медиаграмотность  Закончился семинар круглым столом «Формирование медийно-информационной грамотности».  Все присутствующие и выступающие  пришли к выводу,   что информация и знания – это ресурсы стратегической значимости. Очевидно, что назрела необходимость объеденить  оба направления. Одной медиаграмотности, или информационной грамотности, или ИКТ-грамотности недостаточно для того, чтобы люди, могли бы использовать преимущества информационного общества для повышения уровня жизни и для развития.