logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

БИБЛИОТЕКА И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского  организовали и провели вторую  межрегиональную  научно-практическую  конференцию,  которая состоялась  в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского (Екатеринбург) 9-10 ноября 2016 г.

С темой «Библиотека в проблемном  поле  информационной культуры» выступила директор СОУНБ им.Белинского О.Д.Опарина.  Она привела  цитату из выступления И. Засурского: «Произошло радикальное ускорение информационной среды…» «В действительности никакого открытого доступа ко всем источникам, которые нужны людям, нет, равно как нет у людей навыков работы с информационными системами в режиме реального времени. В той информационной среде, где обитает большая часть молодых людей, на самом деле очень мало носителей знания, мало тех, кто способен в режиме реального времени обрабатывать большой поток информации и давать правильные решения, рекомендации. При этом много непроверенной информации»

Она рассказала об  элементах  освоения культуры: познавательный (информационный), ценностный  и деятельностный. Озвучила проблему  в  том,   что  новые технологии расширяют доступ людей к информации, но при этом создают ограничения доступа,  в цифровой вселенной будет возрастать значение информационной грамотности, в частности навыков базового чтения и умения пользоваться цифровым инструментарием.  Электронное образование трансформирует,  подорвёт основы традиционного, увеличится ценность образования на протяжении всей жизни, большее признание получат неинституциональные и неформальные модели обучения.

    Об  эволюции  современной культуры и основных тенденциях её развития рассказал Я.Ю.Старцев, к.п.н., доцент   Уральского института управления РАНХиГС, с.н.с. ИФиП УрО РАН.  Он дал определение понятий –  культуры,   как,  особой  сферы жизнедеятельности: художественная культура – «литература и искусство», культурная идентичность -«язык и обычаи», повседневная культура -«этикет и быт».  Дал уточнение функций культуры: товар – экономическая функция, статус -социальная дифференциация и мобильность, общение – коммуникативная функция, удовольствие – развлекательная функция, воспитание – социально-педагогическая функция, саморегулирование и самореализация – психологическая функция. Важным пунктом в его выступлении была тема  изменение подходов к государственному регулированию культуры, он назвал ключевые проблемы культуры: конфликт ценностей, культурная сегрегация и дискриминаци,  авторское право,  «новое варварство»

С темой « Требования к информационной компетентности личности в условиях агрессивной сетевой информационной среды»  выступила кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности ЧГИК И. Ю. Матвеева.  Она рассказала об информационном воздействие на личность объективных факторов-семантическое содержание информации, мастерство автора, художественное оформление сообщения и т.д. и  субъективных факторов – когнитивные, психологические особенности восприятия, переработки, освоения и использования получаемой информации, уровень информационной культуры личности.

О разработке программы  «Информационная культура екатеринбуржцев» рассказала ученый секретарь МОБ г.Екатеринбурга М.В.Ивашина. Она  представила разделы программы: Информационные ресурсы – электронные библиотеки, электронные сервисы, on-line рекомендательные пособия, QR-коды, каналы коммуникаций (чат, скайп, мессенджеры), e-learning, интерактивные сервисы для визуализации информации, книжные сервисы; Информационный поиск – «поиск с человеческим лицом» в электронных каталогах, библиотеках, поисковых системах, рекомендательных сервисах; Стратегии работы с информацией – охрана персональных данных, этическое использование информации, digital-экология (моббинг, фишинг), электронная демократия, электронная коммерция; Помощь в решении реальных проблем повседневной жизни, предоставление прав и возможностей.

Кроме этого в  рамках конференции были рассмотрены проблемы: медиакультура и медиаобразование; формирование информационной  культуры  школьников, студентов; компьютерный ликбез для пожилых людей; правовое просвещение в библиотеках;информационное обслуживание мигрантов;  культура общения и языковые особенности общения в сети;  адекватность поведения в сети: ситуации, формы высказывания и др.
  В рамках конференции обсудили вопрос : «Нужны ли медиаобразовательные технологии в практике библиотек?», состоялись мастер-классы «Негатив в интернете: бороться vs использовать»  и  «Как учить азам компьютерной грамотности»
С материалами  конференции можно познакомиться на сайте СОУНБ им. В.Г. Белинского, в разделе коллегам:   Конференции,  Семинары.