logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

Методика организации экскурсий в БИБЛИОТЕКАХ

Методика

организации экскурсий

в

БИБЛИОТЕКАХ

Советы методиста

     Экскурсионная  работа  –  одно  из важнейших направлений  деятельности  массовых библиотек . Экскурсия дает возможность познакомиться  как с историей своего родного края,  так и с историей  библиотеки, её фондами, отделами,  ресурсами и  возможностями.

       Развитие  экскурсионной  работы в  библиотеках способствует привлечению в библиотеки  новых читателей, формирует привлекательность   библиотеки для  жителей города и района.

            Библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.

        Определяя  место экскурсии в ряду других средств формирования информационной культуры читателей, можно сказать, что она максимально удовлетворяет интеллектуальные  потребности экскурсантов, раскрывая им содержание и смысл  деятельности  библиотеки , показывая наглядно неисчерпаемые возможности  книжного богатства, приобщая  к знаниям через  библиотеку.

По форме  проведения  экскурсии делятся на 2 вида:

– виртуальные:

    Сайт   даёт возможность пользователю (читателю), (экскурсанту)  самостоятельно познакомиться с основными отделами библиотек, их функциями, контактными телефонами, афишами мероприятий.

-реальные:

  –  Традиционные экскурсии с читателями и библиотекарем-экскурсоводом ( в помещении библиотеки).

 –   Интерактивные экскурсии  со сказочными героями и кукольным театром  ( в помещении библиотеки).

– краеведческие  экскурсии с библиотекарем-экскурсоводом  вне  стен библиотеки ( микрорайоны города, поселения )

По содержанию и составу участников экскурсии делятся на:

-детские  (большое значение  имеет возрастная дифференциация)

-юношеские  (имеет значение образовательный уровень подготовки)

-взрослые  (большое значение имеет профессиональный состав экскурсантов).

     Как показывает опыт, в детских экскурсиях большое значение имеет возрастная дифференциация, во взрослых — профессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной подготовки.   Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юридических специальностей необходимо больший акцент сделать на информационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции.

              Общие  признаки  для всех  экскурсий:

1.Наличие определённой темы

2. Время проведения (от40 -45 минут до одного часа),

3. Наглядность, зрительское  восприятие (видео, слайды,  презентации, постановка кукольного театра)

4. Наличие самих экскурсантов,

5. Наличие экскурсовода (библиотекаря),

6. Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, участие в предполагаемых конкурсах и викторинах)

7. Передвижение участников по заранее составленному маршруту,

                  Подготовка экскурсии:

   Очень важно, чтобы  экскурсия была достаточно интересной, но в то же время не была перегружена потоком ненужной информации, способ подачи  материала не должен быть утомительным для  участников.

   Экскурсионный материал можно разнообразить в зависимости от возрастной категории – видеофильмами, слайдами, презентациями, мультфильмами, буклетами о чтении.

   Подготовка  экскурсии состоит из нескольких ступеней:

– определение цели и задачи экскурсии:

Цель экскурсии: воспитание культуры чтения, любви и уважения к книге, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях культуры, науки, изучение родного края.

Задачи  экскурсии: создать  и  внедрять  новую библиотечную  бесплатную услугу «библиотечная экскурсия» в организации интеллектуального  досуга  жителей города и района,  содействовать повышению культурной компетентности и удовлетворению  познавательных интересов населения.

-выбор темы:

   Каждая  экскурсия должна иметь свою чётко сформулированную тему.  Выбор темы зависит от спроса экскурсантов  и  возрастной дифференциации.

– подбор и изучение  материалов для сценария  будущей экскурсии

   Текст должен полностью раскрывать тему, содержать  сбор информации  по теме.  Цифры, цитаты, видео, слайды, должны сопровождаться ссылками на источники.

-составление  экскурсионного  маршрута

 

 Маршрут экскурсии должен  быть максимально удобен для экскурсантов,  способствовать  раскрытию темы данной экскурсии.

Основные правила проведения библиоэкскурсии:      

1. Представитель экскурсантов и библиотекарь должны  заранее оговорить весь  спектр услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы иметь возможность скорректировать проведение  экскурсии:                                                                        (маршрут,  видео-ролики, участие кукольного театра или сказочных героев, количество и список экскурсантов.)

2. Ведущий экскурсии не должен злоупотреблять профессиональными терминами, так как это может усложнить усвоение информации о библиотеке. Специальные термины в ходе экскурсии экскурсовод-библиотекарь  должен  обязательно объяснить.

3. Обязательно рассказать об основных правилах пользования библиотекой.

4.  Помнить, что на первом месте из всего, что создает комфортность  пребывания в библиотеке, читатели называют  доброжелательность библиотекаря, поэтому  тон  экскурсовода  должен  быть ровным. Недопустимы назидания, призывы к соблюдению порядка, как со стороны экскурсовода, так  и сотрудников других отделов библиотеки.

     

                               

Из опыта работы:

Сценарий проведения экскурсии по библиотечному комплексу для 5-7 классов.

Экскурсия-путешествие   по  библиотеке                                         для 5-8 классов

«Как книга в библиотеку пришла….»

Цель мероприятия: пропаганда библиотечно-библиографических знаний, воспитание навыков пользования информационными ресурсами, пропаганда чтения.

   Мероприятие подготовила и провела: гл. библиотекарь методико-библиографического отдела  Прососова Н.П.

Сценарий:

Библиотекарь:             Здравствуйте, ребята!

 Мы рады видеть вас в новом здании библиотеки. Это не простая библиотека, а библиотечно-информационный комплекс. Мы можем с гордостью сказать, что  такой комплекс – единственный в стране. В чем его особенность?

 В комплекс входит  сразу 3 библиотеки:

-Филиал Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина с собранием электронных документов,

– отдел редкой книги и краеведения Московской областной  научной библиотеки им. Н.К. Крупской,

 – и наша, Центральная библиотека Пушкинского муниципального района.                                                                   Здесь, в фойе комплекса, установлено  электронно- информационное  табло, с помощью которого вы можете получить информацию о работе  всех трех библиотек: (показать, как работает табло ).

А что означает само слово « библиотека» ?

  «Библио»- в переводе с греческого-книга, а  «тека»-       хранилище. Значит, библиотека – это место, где хранятся книги.

 Библиотеки в мире существуют почти 5 тысяч лет!  

     Вся история человеческого развития и человеческого разума связана с книгами. И это совсем  не спокойная история! Сколько войн произошло за это время, природных катастроф, извержений вулканов, наводнений, пожаров  и на протяжении всего этого времени   за книги   сражались, их сжигали, теряли, находили,  и всегда спасали от врагов как самое дорогое.

Библиотеки были задолго до того, как появилась бумага, и хранили в этих библиотеках – КНИГИ!      Только они были другими !      

                  Какими были эти книги?

 В Египте   –  написаные  на папирусе, на глиняных табличках,

 в Индии –     на пальмовых листьях,

в Китае –      из свитков шелка,

 В Европе –     из кожи животных,

   на Руси –      из бересты,

 а первая  настоящая бумага появилась  в КИТАЕ.

И конечно, совсем неважно, какой  книга стала сейчас – современной электронной или традиционной  бумажной,  важно,  что книга всегда была и будет универсальным носителем информации!

Не все книги прошли испытание временем  и дошли до наших дней.  Но те книги, что сохранились ,  находятся на хранении в самых крупных библиотеках мира.

Невозможно оценить культурное и духовное  значение этих книг сегодня, для нас, для наших современников и тем более для наших потомков, – тем не менее стоимость у старинных книг имеется: например не так давно, в ноябре  2013 года , на аукционе «Сотбис» в Америке, в г. Нью-Йорк  была продана самая старая книга , которая была напечатана и издана в США  за —14 мл. долларов! Эта книга – ПСАЛТЫРЬ.

  А ценовой рекорд до сих пор не побит: в 1994 году на аукционе «Кристис»  был продан «Рукописный Лестерский кодекс» Леонарда да Винчи за  44.600 мл.долларов. ( 72 страницы рукописного текста автора. )

(Далее  проходят  и знакомятся с работой  отдела краеведения и редкой книги библиотеки  им. Н.К. Крупской; филиалом президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина)

    Библиотекарь :  Большой путь проходит книга, прежде чем попасть к читателю:

 -Писатель придумывает сюжеты и пишет тексты так, что бы было интересно читать.

– Художник – делает рисунки, чтобы книга стала красивой

– Рабочие  в типографии  печатают книги на машинах,

– переплетчики одевают книгу в нарядные платья-обложки и только потом книга попадает в свой родной дом – в библиотеку.

Но и в библиотеке , прежде чем попасть в руки к читателю, книга проходит свой  путь. Вот об этом пути книги – от дверей библиотеки – до читателя на абонементе, я вам сегодня расскажу:

Мы идем в отдел КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ  книжного фонда, это первое помещение в библиотеке, куда привозят все книги.

Вся печатная продукция, которая находится в библиотеке: это книги, журналы – называется : КНИЖНЫЙ ФОНД.

Книжный фонд нашей библиотеки- 200  тыс.экз,

–170 тыс. книг и 30 тыс. журналов.

Книжный фонд размещается в 3-х отделах библиотеки: на АБОНЕМЕНТЕ ,  в ЧИТАЛЬНОМ  ЗАЛЕ  и в КНИГОХРАНИЛИЩЕ.

Размещается книжный фонд по этим отделам только после того, как  пройдет обработку. Что это такое – я вам сейчас покажу.

   ( берется для примера 2 книги – одна не прошедшая обработку, вторая – готовый образец)

Здесь книга получает « ПРОПИСКУ»:

  –  книге присваивается номер,

  –  ставится библиотечный штамп,

   – на титульном листке проставляется авторский знак и отдел, куда поступает книга,

   – пишется книжный формуляр,

   — печатается учетная  карточка, которая потом расставляется в каталог.( показывает  расстановку карточек в каталоге )

  -печатаются списки  новых книг; книг, списанных по ветхости, по замене и т.д.

 Вот такая работа проводится,  прежде чем книга попадет к читателю.

 Зачем это делается?

 первое  – для  такого большого количества  книг  требуется  строгий учет,

 второе – чтобы легко было найти нужную книгу читателю,

– что бы книга не потерялась, и, конечно,

– для правильной расстановки книг.

Далее книги распределяются по отделам: на   абонемент, в  читальный зал и  книгохранилище.

2.   Пройдем в отдел ХРАНЕНИЯ КНИГ:

  В нашей библиотеке 3 книгохранилища , здесь  почти весь фонд нашей библиотеки.

  Какие книги стоят на полках в книгохранилище?

– это многоэкземплярная литература, учебники,  особо ценные книги, книги по 1 экземпляру, и редко спрашиваемые книги.  

   Книги здесь не пылятся на полках, не стоят «мертвым грузом», книги  движутся от читателя к читателю  в зависимости от запросов.

  Расставлен книжный фонд по алфавиту ,  по отраслям  и  по отделам.(ребята пробуют передвигать стеллажи с книгами с помощью рычага )

Далее – АБОНЕМЕНТ.

Слово «   абонемент» пришло к нам из французского языка и означает – «право пользоваться чем –то  на определенный срок.

Слово «абонемент» имеет  несколько  значений :

      Абонементом называют билет на проезд в автобусе или метро, билет для похода в театр или билет в бассейн и раньше к книгам не имело никакого    отношения….более 100 лет назад право пользоваться книгами в библиотеке было платным, поэтому появился библиотечный абонемент. Сейчас книгами в библиотеке пользуются бесплатно, а слово «абонемент» осталось и означает место в библиотеке, где  выдают  книги  на дом..                                                                                                                      На абонементе –свободный доступ к книгам, то есть вы можете свободно ходить между стеллажами и выбирать нужную вам литературу.                                                                                               Все книги стоят по алфавиту, по темам и отраслям.

    Чтобы стать читателем нашей библиотеки, нужно принести  документ, подтверждающий вашу личность. Книги выдаются  на дом  сроком на 14 дней, если не успели прочесть – продлить можно лично, по телефону, или  по Интернету через сайт библиотеки:   «БИБЛИОПУШКИНО».

Книг в библиотеке  столько, что всегда можно выбрать самую-самую-самую…. интересную. Вот  эти самые интересные книги я вам сейчас покажу:

Самая маленькая книга в нашей библиотеке: англо-русский словарь,

Самая большая, ( затем самая красивая, самая полезная, самая вредная, самая тонкая, самая толстая и т.д.)……..

                  Самая большая книга в мире – находится в Англии, это книга 19 века, издана в 1832 году ( книге 180 лет ) называется «Пантеон английских героев», её размеры:

Высота- 5,7 м

Ширина -3,7 м

Буквы – 15 см.

                   Самая маленькая книга была издана в Японии  в 1980 году , называется «Муравейчики»,

размер книги :1,4 см на  1,4 см.

Самая читаемая книга в мире- Библия, издана на 422 языках  мира, более 6 миллиардов экземпляров –  тираж книги .Это самая многострадальная книга, ее запрещали, жгли на кострах, пытались опорочить… ни одна книга не была так ненавидима и гонима…. Тем не менее- время все расставило на свои места, книга продолжает свой путь, ежегодно только  бесплатно раздается 100 мл .экземпляров  Библии.

       Далее проходят в читальный зал.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ – место, где книги на дом не выдаются. Здесь находится вся справочная литература: энциклопедии, словари, справочники  и  ПЕРИОДИКА- это наиболее востребованные газеты и журналы. Еще в читальном зале можно написать доклад, подготовиться к урокам, посмотреть выставку книжных новинок, а так же имеется возможность пользоваться интернетом.

          Ребята, вы познакомились с нашей библиотекой, узнали о том, какой путь проходит книга от дверей библиотеки до читателя на абонементе, узнали, какие книги есть в нашей библиотеке…..

   А сейчас  у меня к вам вопрос:   все вы, по крайней мере, многие из вас видели, как главы государств, выбранные управлять страной, дают присягу, положив руку на книгу –

Кто из вас видел? И какая это книга? Хотите узнать, на какой книге давал клятву наш президент? И где была изготовлена эта книга? (    ответы детей….. )

   Предлагаю вам посмотреть видеоматериал- это небольшой фильм о единственной мастерской в нашей стране, где и изготавливают  по старинной технологии, которой 600 лет, Главную Книгу нашей страны- КОНСТИТУЦИЮ.

(видеоролик  «раритетная технология книгопечатания)

А теперь предлагаю посмотреть, как печатают современные книги – это небольшой  видеоролик  «Переплет книг в наши дни».

Дорогие ребята,- я сегодня уже говорила, что даже сейчас, в эпоху новых информационных  технологий, с приходом ко всем в дом интернета,    КНИГИ   остаются  самыми    универсальными    носителями    информации.

Рэй Бредбери, американский писатель, сказал: « Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.»

   А Шарлю Блану, известному  французскому  критику, историку,  искусствоведу ,  принадлежат такие слова: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев  его библиотеку» – очень точные слова.

       Почему читать полезно: 10  фактов  о чтении

1.        Читая авторов, которые хорошо пишут, вы привыкаете хорошо говорить

2.        Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых

3.        Люди, которые читают книг и, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

4.        Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений .

5.        Чем больше читаете, тем  меньше подражаете.

6.        6.Люди делятся на две категории: на тех, кто читает, и тех, кто слушает тех, кто читает.

7.        Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание.

8.        Чтение для ума- то же, что физическое упражнение для тела.

9.        Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

10.        Доверяйте книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят,  открывая перед вами мир, при надобности.

Давайте посмотрим еще один  видеоролик «О чтении»-

 это нестандартный взгляд  вашего ровесника  о том, нужны ли книги сегодня….

 ( показ  ролика )

                          Что еще можно к этому добавить?

 От себя лично  хочу  вам  сказать :

Ребята, помните:  ЗНАНИЯ – В КНИГАХ

                                  А КНИГИ – В БИБЛИОТЕКАХ!

Приходите в библиотеку!

 Станьте  своими в  этом особом мире – мире   библиобогатства!

           А  Мы всегда рады вам помочь и всегда ждем вас  здесь, в библиотеке!

До свидания, дорогие друзья!

(Раздача буклетов.), ( фото на память )

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ПО БИБЛИОТЕКЕ

  Знакомство с библиотекой

Прежде всего детей нужно научить ориентироваться, выбирать на книжных полках литературу самостоятельно.

 Измените свое воображение, и тогда стеллажи извращаются в многоэтажные дома, полки становятся этажами, а место от разделителя к разделителю – квартирой, живут в которой необычные жильцы-книги.

А добраться с этажа на этаж, конечно же, лучше на лифте, так как для детей, живущих в одноэтажных сельских домах – это совсем необычный способ передвижения.

Медленно движется по краю стеллажа лифт (рисунок), поднимая нас на самый верхний, пятый этаж и ребята хором читают надпись на плотном разделителе «Стихи для детей», а я задаю вопросы: любите ли вы стихи; каких поэтов знаете? И возникает сам собой конкурс – кто из них больше?

И ребята перебирают на полке книги, называют авторов, вспоминают, что еще они читали.

Дальше мы спускаемся на лифте вниз, на 4 этаж. Здесь жильцы живут в двух квартирах, и они совершенно разные. В одной – «О природе и животных», в другой – «О героях и подвигах».

В первой происходят всевозможные чудеса, а во второй – гремят барабаны и пушки.

С природой и животными знакомимся при помощи викторины, а героев ребята перечисляют сами.

3-ий этаж самый красочный. Здесь поселились книги со сказками. Новый конкурс заставляет ребят задуматься, кто же знает больше всего сказок?  Наперебой звучат названия произведений, и вот – уже определяется явный лидер, он получает звание «знаток сказки».

Шумной гурьбой на лифте опускаемся на самые нижние этажи. Герои этих книг такие же забавные сверстники, и начинаются детские игры, участниками которых станут ваши читатели. Весело изображают они героев Е. Авдиенко «Собирали ягоды и вели мы счет: ягоду в кружку – две ягоды в рот» Обращаем внимание, что

Ровными рядами

Книги здесь стоят

Ждут в своих квартирах

В гости, вас, ребят.

 

И читатели с помощью закладки начинают самостоятельный выбор книг, с удовольствием роются, копошатся, перекликаясь друг с другом. Представили?

Экскурсия по библиотеке

   Путешествуем мы по «Читай-городу» на поезде. Дети, как вагончики, спешат, торопятся друг за другом вдоль книжных полок. Хотят увидеть многочисленных его жителей, познакомиться с ними поближе. Слова библиотекаря воспринимают как сигнал к отправлению в путь:

В поезд можете садиться.

Этот поезд в город мчится,

Он пройдет вдоль книжных полок.

Мы изучим все дома-

Книжек толстые тома. 

В ходе урока дети узнают, что в библиотеке, есть место, где книги выдают, – абонемент – и зал, где с книгами можно заниматься, – читальный зал, Знакомятся с основными библиотечными терминами, с жителями-книгами, учатся бережно относиться к ним.

Сколько книг на Земле?

Есть с ладошки одни,

Есть большие тома –

Прожинают они

С ними вместе в домах.

  Каждый термин красочно оформлен на табличке и ставится библиотекарем по мере знакомства с ними на определенное место.

Занимательно и весело проходит та часть урока, когда класс приезжает на станцию «Читальный зал»: игры, загадки, шутки очень нравятся всем. И в конце урока, конечно, же каждый первоклассник обязательно хочет стать читателем, получить свой, первый в жизни, читательский формуляр и первую библиотечную книгу, а вместе с ней задание: нарисовать героя сказки, который понравился больше всего.

Это задание является переходным мостиком к системе уроков по внеклассному чтению, которые проходят в библиотеке, и предполагают тематическое знакомство с книгами.

 

Урок-игра «Что за прелесть эти сказки!»

Урок-путешествие «Мир животных»

Урок-знакомство «Такие забавные дети»

Урок-память «О Родине, о подвигах, об армии»

СПИСОК

  1. Давыдова, М. А. Кладовая знаний [Текст] / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 8. – С.4-7.
  2. Киренкова, Н. Экскурсия, полная неожиданностей [Текст] / Н. Киренкова // Библиотека. – 2014. – № 4. – С.63-66.
  3. Кривощёкова, А. Мастерство экскурсовода [Текст] / А. Кривощёкова // Библиотека. – 2013. – № 10. – С. 44 – 45.
  4. Просекова, О. А. Экскурсия в кабинет Фауста [Текст] / О. А. Просекова // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 12. – С. 76-78.
  5. Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия: понятие и виды [Текст] / Е. Протопопова // Библиотека. – 2008. – № 8. – С. 53-55.
  6. Раменская, Н. Прогулки между стеллажами. Понять и почувствовать, как функционирует библиотека, позволяют экскурсии по книгохранилищу [Текст] / Н. Раменская // Библиотека. – 2012. – № 2. – С. 5759.
  7. Савуляк, Т. Объединяя прошлое и настоящее. Экскурсии как форма познавательной деятельности [Текст] / Т. Савуляк // Библ. дело. – 2014. – № 9. – С. 38-40.