Методика организации экскурсий в БИБЛИОТЕКАХ
Методика
организации экскурсий
в
БИБЛИОТЕКАХ
Советы методиста
Экскурсионная работа – одно из важнейших направлений деятельности массовых библиотек . Экскурсия дает возможность познакомиться как с историей своего родного края, так и с историей библиотеки, её фондами, отделами, ресурсами и возможностями.
Развитие экскурсионной работы в библиотеках способствует привлечению в библиотеки новых читателей, формирует привлекательность библиотеки для жителей города и района.
Библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.
Определяя место экскурсии в ряду других средств формирования информационной культуры читателей, можно сказать, что она максимально удовлетворяет интеллектуальные потребности экскурсантов, раскрывая им содержание и смысл деятельности библиотеки , показывая наглядно неисчерпаемые возможности книжного богатства, приобщая к знаниям через библиотеку.
По форме проведения экскурсии делятся на 2 вида:
– виртуальные:
Сайт даёт возможность пользователю (читателю), (экскурсанту) самостоятельно познакомиться с основными отделами библиотек, их функциями, контактными телефонами, афишами мероприятий.
-реальные:
– Традиционные экскурсии с читателями и библиотекарем-экскурсоводом ( в помещении библиотеки).
– Интерактивные экскурсии со сказочными героями и кукольным театром ( в помещении библиотеки).
– краеведческие экскурсии с библиотекарем-экскурсоводом вне стен библиотеки ( микрорайоны города, поселения )
По содержанию и составу участников экскурсии делятся на:
-детские (большое значение имеет возрастная дифференциация)
-юношеские (имеет значение образовательный уровень подготовки)
-взрослые (большое значение имеет профессиональный состав экскурсантов).
Как показывает опыт, в детских экскурсиях большое значение имеет возрастная дифференциация, во взрослых — профессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной подготовки. Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юридических специальностей необходимо больший акцент сделать на информационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции.
Общие признаки для всех экскурсий:
1.Наличие определённой темы
2. Время проведения (от40 -45 минут до одного часа),
3. Наглядность, зрительское восприятие (видео, слайды, презентации, постановка кукольного театра)
4. Наличие самих экскурсантов,
5. Наличие экскурсовода (библиотекаря),
6. Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, участие в предполагаемых конкурсах и викторинах)
7. Передвижение участников по заранее составленному маршруту,
Подготовка экскурсии:
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересной, но в то же время не была перегружена потоком ненужной информации, способ подачи материала не должен быть утомительным для участников.
Экскурсионный материал можно разнообразить в зависимости от возрастной категории – видеофильмами, слайдами, презентациями, мультфильмами, буклетами о чтении.
Подготовка экскурсии состоит из нескольких ступеней:
– определение цели и задачи экскурсии:
Цель экскурсии: воспитание культуры чтения, любви и уважения к книге, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях культуры, науки, изучение родного края.
Задачи экскурсии: создать и внедрять новую библиотечную бесплатную услугу «библиотечная экскурсия» в организации интеллектуального досуга жителей города и района, содействовать повышению культурной компетентности и удовлетворению познавательных интересов населения.
-выбор темы:
Каждая экскурсия должна иметь свою чётко сформулированную тему. Выбор темы зависит от спроса экскурсантов и возрастной дифференциации.
– подбор и изучение материалов для сценария будущей экскурсии
Текст должен полностью раскрывать тему, содержать сбор информации по теме. Цифры, цитаты, видео, слайды, должны сопровождаться ссылками на источники.
-составление экскурсионного маршрута
Маршрут экскурсии должен быть максимально удобен для экскурсантов, способствовать раскрытию темы данной экскурсии.
Основные правила проведения библиоэкскурсии:
1. Представитель экскурсантов и библиотекарь должны заранее оговорить весь спектр услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы иметь возможность скорректировать проведение экскурсии: (маршрут, видео-ролики, участие кукольного театра или сказочных героев, количество и список экскурсантов.)
2. Ведущий экскурсии не должен злоупотреблять профессиональными терминами, так как это может усложнить усвоение информации о библиотеке. Специальные термины в ходе экскурсии экскурсовод-библиотекарь должен обязательно объяснить.
3. Обязательно рассказать об основных правилах пользования библиотекой.
4. Помнить, что на первом месте из всего, что создает комфортность пребывания в библиотеке, читатели называют доброжелательность библиотекаря, поэтому тон экскурсовода должен быть ровным. Недопустимы назидания, призывы к соблюдению порядка, как со стороны экскурсовода, так и сотрудников других отделов библиотеки.
Из опыта работы:
Сценарий проведения экскурсии по библиотечному комплексу для 5-7 классов.
Экскурсия-путешествие по библиотеке для 5-8 классов
«Как книга в библиотеку пришла….»
Цель мероприятия: пропаганда библиотечно-библиографических знаний, воспитание навыков пользования информационными ресурсами, пропаганда чтения.
Мероприятие подготовила и провела: гл. библиотекарь методико-библиографического отдела Прососова Н.П.
Сценарий:
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!
Мы рады видеть вас в новом здании библиотеки. Это не простая библиотека, а библиотечно-информационный комплекс. Мы можем с гордостью сказать, что такой комплекс – единственный в стране. В чем его особенность?
В комплекс входит сразу 3 библиотеки:
-Филиал Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина с собранием электронных документов,
– отдел редкой книги и краеведения Московской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской,
– и наша, Центральная библиотека Пушкинского муниципального района. Здесь, в фойе комплекса, установлено электронно- информационное табло, с помощью которого вы можете получить информацию о работе всех трех библиотек: (показать, как работает табло ).
А что означает само слово « библиотека» ?
«Библио»- в переводе с греческого-книга, а «тека»- хранилище. Значит, библиотека – это место, где хранятся книги.
Библиотеки в мире существуют почти 5 тысяч лет!
Вся история человеческого развития и человеческого разума связана с книгами. И это совсем не спокойная история! Сколько войн произошло за это время, природных катастроф, извержений вулканов, наводнений, пожаров и на протяжении всего этого времени за книги сражались, их сжигали, теряли, находили, и всегда спасали от врагов как самое дорогое.
Библиотеки были задолго до того, как появилась бумага, и хранили в этих библиотеках – КНИГИ! Только они были другими !
Какими были эти книги?
В Египте – написаные на папирусе, на глиняных табличках,
в Индии – на пальмовых листьях,
в Китае – из свитков шелка,
В Европе – из кожи животных,
на Руси – из бересты,
а первая настоящая бумага появилась в КИТАЕ.
И конечно, совсем неважно, какой книга стала сейчас – современной электронной или традиционной бумажной, важно, что книга всегда была и будет универсальным носителем информации!
Не все книги прошли испытание временем и дошли до наших дней. Но те книги, что сохранились , находятся на хранении в самых крупных библиотеках мира.
Невозможно оценить культурное и духовное значение этих книг сегодня, для нас, для наших современников и тем более для наших потомков, – тем не менее стоимость у старинных книг имеется: например не так давно, в ноябре 2013 года , на аукционе «Сотбис» в Америке, в г. Нью-Йорк была продана самая старая книга , которая была напечатана и издана в США за —14 мл. долларов! Эта книга – ПСАЛТЫРЬ.
А ценовой рекорд до сих пор не побит: в 1994 году на аукционе «Кристис» был продан «Рукописный Лестерский кодекс» Леонарда да Винчи за 44.600 мл.долларов. ( 72 страницы рукописного текста автора. )
(Далее проходят и знакомятся с работой отдела краеведения и редкой книги библиотеки им. Н.К. Крупской; филиалом президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина)
Библиотекарь : Большой путь проходит книга, прежде чем попасть к читателю:
-Писатель придумывает сюжеты и пишет тексты так, что бы было интересно читать.
– Художник – делает рисунки, чтобы книга стала красивой
– Рабочие в типографии печатают книги на машинах,
– переплетчики одевают книгу в нарядные платья-обложки и только потом книга попадает в свой родной дом – в библиотеку.
Но и в библиотеке , прежде чем попасть в руки к читателю, книга проходит свой путь. Вот об этом пути книги – от дверей библиотеки – до читателя на абонементе, я вам сегодня расскажу:
Мы идем в отдел КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ книжного фонда, это первое помещение в библиотеке, куда привозят все книги.
Вся печатная продукция, которая находится в библиотеке: это книги, журналы – называется : КНИЖНЫЙ ФОНД.
Книжный фонд нашей библиотеки- 200 тыс.экз,
–170 тыс. книг и 30 тыс. журналов.
Книжный фонд размещается в 3-х отделах библиотеки: на АБОНЕМЕНТЕ , в ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ и в КНИГОХРАНИЛИЩЕ.
Размещается книжный фонд по этим отделам только после того, как пройдет обработку. Что это такое – я вам сейчас покажу.
( берется для примера 2 книги – одна не прошедшая обработку, вторая – готовый образец)
Здесь книга получает « ПРОПИСКУ»:
– книге присваивается номер,
– ставится библиотечный штамп,
– на титульном листке проставляется авторский знак и отдел, куда поступает книга,
– пишется книжный формуляр,
— печатается учетная карточка, которая потом расставляется в каталог.( показывает расстановку карточек в каталоге )
-печатаются списки новых книг; книг, списанных по ветхости, по замене и т.д.
Вот такая работа проводится, прежде чем книга попадет к читателю.
Зачем это делается?
первое – для такого большого количества книг требуется строгий учет,
второе – чтобы легко было найти нужную книгу читателю,
– что бы книга не потерялась, и, конечно,
– для правильной расстановки книг.
Далее книги распределяются по отделам: на абонемент, в читальный зал и книгохранилище.
2. Пройдем в отдел ХРАНЕНИЯ КНИГ:
В нашей библиотеке 3 книгохранилища , здесь почти весь фонд нашей библиотеки.
Какие книги стоят на полках в книгохранилище?
– это многоэкземплярная литература, учебники, особо ценные книги, книги по 1 экземпляру, и редко спрашиваемые книги.
Книги здесь не пылятся на полках, не стоят «мертвым грузом», книги движутся от читателя к читателю в зависимости от запросов.
Расставлен книжный фонд по алфавиту , по отраслям и по отделам.(ребята пробуют передвигать стеллажи с книгами с помощью рычага )
Далее – АБОНЕМЕНТ.
Слово « абонемент» пришло к нам из французского языка и означает – «право пользоваться чем –то на определенный срок.
Слово «абонемент» имеет несколько значений :
Абонементом называют билет на проезд в автобусе или метро, билет для похода в театр или билет в бассейн и раньше к книгам не имело никакого отношения….более 100 лет назад право пользоваться книгами в библиотеке было платным, поэтому появился библиотечный абонемент. Сейчас книгами в библиотеке пользуются бесплатно, а слово «абонемент» осталось и означает место в библиотеке, где выдают книги на дом.. На абонементе –свободный доступ к книгам, то есть вы можете свободно ходить между стеллажами и выбирать нужную вам литературу. Все книги стоят по алфавиту, по темам и отраслям.
Чтобы стать читателем нашей библиотеки, нужно принести документ, подтверждающий вашу личность. Книги выдаются на дом сроком на 14 дней, если не успели прочесть – продлить можно лично, по телефону, или по Интернету через сайт библиотеки: «БИБЛИОПУШКИНО».
Книг в библиотеке столько, что всегда можно выбрать самую-самую-самую…. интересную. Вот эти самые интересные книги я вам сейчас покажу:
Самая маленькая книга в нашей библиотеке: англо-русский словарь,
Самая большая, ( затем самая красивая, самая полезная, самая вредная, самая тонкая, самая толстая и т.д.)……..
Самая большая книга в мире – находится в Англии, это книга 19 века, издана в 1832 году ( книге 180 лет ) называется «Пантеон английских героев», её размеры:
Высота- 5,7 м
Ширина -3,7 м
Буквы – 15 см.
Самая маленькая книга была издана в Японии в 1980 году , называется «Муравейчики»,
размер книги :1,4 см на 1,4 см.
Самая читаемая книга в мире- Библия, издана на 422 языках мира, более 6 миллиардов экземпляров – тираж книги .Это самая многострадальная книга, ее запрещали, жгли на кострах, пытались опорочить… ни одна книга не была так ненавидима и гонима…. Тем не менее- время все расставило на свои места, книга продолжает свой путь, ежегодно только бесплатно раздается 100 мл .экземпляров Библии.
Далее проходят в читальный зал.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ – место, где книги на дом не выдаются. Здесь находится вся справочная литература: энциклопедии, словари, справочники и ПЕРИОДИКА- это наиболее востребованные газеты и журналы. Еще в читальном зале можно написать доклад, подготовиться к урокам, посмотреть выставку книжных новинок, а так же имеется возможность пользоваться интернетом.
Ребята, вы познакомились с нашей библиотекой, узнали о том, какой путь проходит книга от дверей библиотеки до читателя на абонементе, узнали, какие книги есть в нашей библиотеке…..
А сейчас у меня к вам вопрос: все вы, по крайней мере, многие из вас видели, как главы государств, выбранные управлять страной, дают присягу, положив руку на книгу –
Кто из вас видел? И какая это книга? Хотите узнать, на какой книге давал клятву наш президент? И где была изготовлена эта книга? ( ответы детей….. )
Предлагаю вам посмотреть видеоматериал- это небольшой фильм о единственной мастерской в нашей стране, где и изготавливают по старинной технологии, которой 600 лет, Главную Книгу нашей страны- КОНСТИТУЦИЮ.
(видеоролик «раритетная технология книгопечатания)
А теперь предлагаю посмотреть, как печатают современные книги – это небольшой видеоролик «Переплет книг в наши дни».
Дорогие ребята,- я сегодня уже говорила, что даже сейчас, в эпоху новых информационных технологий, с приходом ко всем в дом интернета, КНИГИ остаются самыми универсальными носителями информации.
Рэй Бредбери, американский писатель, сказал: « Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.»
А Шарлю Блану, известному французскому критику, историку, искусствоведу , принадлежат такие слова: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку» – очень точные слова.
Почему читать полезно: 10 фактов о чтении
1. Читая авторов, которые хорошо пишут, вы привыкаете хорошо говорить
2. Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых
3. Люди, которые читают книг и, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.
4. Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений .
5. Чем больше читаете, тем меньше подражаете.
6. 6.Люди делятся на две категории: на тех, кто читает, и тех, кто слушает тех, кто читает.
7. Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание.
8. Чтение для ума- то же, что физическое упражнение для тела.
9. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.
10. Доверяйте книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед вами мир, при надобности.
Давайте посмотрим еще один видеоролик «О чтении»-
это нестандартный взгляд вашего ровесника о том, нужны ли книги сегодня….
( показ ролика )
Что еще можно к этому добавить?
От себя лично хочу вам сказать :
Ребята, помните: ЗНАНИЯ – В КНИГАХ
А КНИГИ – В БИБЛИОТЕКАХ!
Приходите в библиотеку!
Станьте своими в этом особом мире – мире библиобогатства!
А Мы всегда рады вам помочь и всегда ждем вас здесь, в библиотеке!
До свидания, дорогие друзья!
(Раздача буклетов.), ( фото на память )
ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ПО БИБЛИОТЕКЕ
Знакомство с библиотекой
Прежде всего детей нужно научить ориентироваться, выбирать на книжных полках литературу самостоятельно.
Измените свое воображение, и тогда стеллажи извращаются в многоэтажные дома, полки становятся этажами, а место от разделителя к разделителю – квартирой, живут в которой необычные жильцы-книги.
А добраться с этажа на этаж, конечно же, лучше на лифте, так как для детей, живущих в одноэтажных сельских домах – это совсем необычный способ передвижения.
Медленно движется по краю стеллажа лифт (рисунок), поднимая нас на самый верхний, пятый этаж и ребята хором читают надпись на плотном разделителе «Стихи для детей», а я задаю вопросы: любите ли вы стихи; каких поэтов знаете? И возникает сам собой конкурс – кто из них больше?
И ребята перебирают на полке книги, называют авторов, вспоминают, что еще они читали.
Дальше мы спускаемся на лифте вниз, на 4 этаж. Здесь жильцы живут в двух квартирах, и они совершенно разные. В одной – «О природе и животных», в другой – «О героях и подвигах».
В первой происходят всевозможные чудеса, а во второй – гремят барабаны и пушки.
С природой и животными знакомимся при помощи викторины, а героев ребята перечисляют сами.
3-ий этаж самый красочный. Здесь поселились книги со сказками. Новый конкурс заставляет ребят задуматься, кто же знает больше всего сказок? Наперебой звучат названия произведений, и вот – уже определяется явный лидер, он получает звание «знаток сказки».
Шумной гурьбой на лифте опускаемся на самые нижние этажи. Герои этих книг такие же забавные сверстники, и начинаются детские игры, участниками которых станут ваши читатели. Весело изображают они героев Е. Авдиенко «Собирали ягоды и вели мы счет: ягоду в кружку – две ягоды в рот» Обращаем внимание, что
Ровными рядами
Книги здесь стоят
Ждут в своих квартирах
В гости, вас, ребят.
И читатели с помощью закладки начинают самостоятельный выбор книг, с удовольствием роются, копошатся, перекликаясь друг с другом. Представили?
Экскурсия по библиотеке
Путешествуем мы по «Читай-городу» на поезде. Дети, как вагончики, спешат, торопятся друг за другом вдоль книжных полок. Хотят увидеть многочисленных его жителей, познакомиться с ними поближе. Слова библиотекаря воспринимают как сигнал к отправлению в путь:
В поезд можете садиться.
Этот поезд в город мчится,
Он пройдет вдоль книжных полок.
Мы изучим все дома-
Книжек толстые тома.
В ходе урока дети узнают, что в библиотеке, есть место, где книги выдают, – абонемент – и зал, где с книгами можно заниматься, – читальный зал, Знакомятся с основными библиотечными терминами, с жителями-книгами, учатся бережно относиться к ним.
Сколько книг на Земле?
Есть с ладошки одни,
Есть большие тома –
Прожинают они
С ними вместе в домах.
Каждый термин красочно оформлен на табличке и ставится библиотекарем по мере знакомства с ними на определенное место.
Занимательно и весело проходит та часть урока, когда класс приезжает на станцию «Читальный зал»: игры, загадки, шутки очень нравятся всем. И в конце урока, конечно, же каждый первоклассник обязательно хочет стать читателем, получить свой, первый в жизни, читательский формуляр и первую библиотечную книгу, а вместе с ней задание: нарисовать героя сказки, который понравился больше всего.
Это задание является переходным мостиком к системе уроков по внеклассному чтению, которые проходят в библиотеке, и предполагают тематическое знакомство с книгами.
Урок-игра «Что за прелесть эти сказки!»
Урок-путешествие «Мир животных»
Урок-знакомство «Такие забавные дети»
Урок-память «О Родине, о подвигах, об армии»
СПИСОК
- Давыдова, М. А. Кладовая знаний [Текст] / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 8. – С.4-7.
- Киренкова, Н. Экскурсия, полная неожиданностей [Текст] / Н. Киренкова // Библиотека. – 2014. – № 4. – С.63-66.
- Кривощёкова, А. Мастерство экскурсовода [Текст] / А. Кривощёкова // Библиотека. – 2013. – № 10. – С. 44 – 45.
- Просекова, О. А. Экскурсия в кабинет Фауста [Текст] / О. А. Просекова // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 12. – С. 76-78.
- Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия: понятие и виды [Текст] / Е. Протопопова // Библиотека. – 2008. – № 8. – С. 53-55.
- Раменская, Н. Прогулки между стеллажами. Понять и почувствовать, как функционирует библиотека, позволяют экскурсии по книгохранилищу [Текст] / Н. Раменская // Библиотека. – 2012. – № 2. – С. 5759.
- Савуляк, Т. Объединяя прошлое и настоящее. Экскурсии как форма познавательной деятельности [Текст] / Т. Савуляк // Библ. дело. – 2014. – № 9. – С. 38-40.