logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

Информирование читателей – важная задача

МБУ «ЦБС»

Организационно-методический отдел

г.Реж, 2019г.

В настоящее время библиографическое обслуживание стало одним из важнейших участков в работе библиотеки. От его состояния зависят многие показатели работы библиотеки, прежде всего эффективность использования ее фондов.

 Информирование – обеспечение информацией заинтересованных пользователей.

Цель этой работы – регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода или постоянно.

        Среди множества форм донесения информации до читателя на особом месте стоят:

  • ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ
  • ДЕНЬ СПЕЦИАЛИСТА
  • ДЕНЬ БИБЛИОГРАФИИ                  

ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ

День информации – это  комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новых поступлениях, включая и библиографические материалы. Периодичность проведения Дня информации зависит от количества поступающей литературы; при небольшом объеме поступлений организуется один раз в месяц. Предполагает проведение выставок или демонстрацию новых поступлений литературы в библиотеку за определенный период, справочных и информационных изданий, организацию библиографических обзоров, бесед, консультаций.

В массовых библиотеках Дни информации рекомендуется проводить 6-10 раз в год.

Дни информации могут быть тематическими:

  • «День абитуриента»
  • «За страницами ваших учебников» и др.
  • «Пропуск в мир права»
  • «Экология и современность»
  • «Мы мечтаем о жизни без вредных привычек» и др.

и универсальными:

  • «Новинки библиотеки»
  • «День новой книги»
  • «Путешествие по книжной вселенной»
  • «Виртуальные ресурсы – в помощь пользователям»

О Днях информации библиотека извещает читателей, организации и учреждения, находящиеся в зоне обслуживания, с помощью плаката,  через местную печать, соцсети, а также путем рассылки  СМС-сообщений. Особенно важна такая реклама в начальный период организации Дней информации.

Выставка-просмотр или подборка новых поступлений экспонируется, как правило, один-два дня. Литературу группируют по основным отраслям знаний и раскладывают на столах. Источники библиографической информации также подбирают и в соответствии с их содержанием располагают вместе с первичными документами. Работники библиотеки организуют сбор заявок от посетителей на заинтересовавшие их материалы, проводят консультации, обращают внимание на необходимость знакомства с библиографическими источниками, отражающими литературу вопросаВыдаются материалы после окончания просмотра. Показ новых поступлений сопровождается устным библиографическим обзором. Иногда этот обзор записывается на   магнитофон, и, при желании, читатели могут его прослушать.

Представляет интерес использование этой формы информирования для пропаганды краеведческой литературы. Например:

  • «Местная власть и библиотека»
  • «Библиотека и наш край»
  • «Библиотеки – центры культуры»

ДЕНЬ БИБЛИОГРАФИИ

Дни библиографии так же представляют собой комплексную форму работы по повышению информационно-библиографической культуры.

Дни библиографии рекомендуется проводить в библиотеках 1-2 раза в год. Программа Дня библиографии составляется за один-два месяца до проведения очередного мероприятия, о ней оповещают читателей с помощью объявления, а также открыток-приглашений.

К каждому такому мероприятию библиотекари и библиографы должны тщательно готовиться, а именно:

  •  формулируют цель и задачи ДБ;
  •  выбирают тему ДБ;
  •  определяют читательский адрес ДБ (для массового читателя или определенной читательской группы – учащихся школ, лицеев, техникума, студентов, педагогов и др.);
  •  определяют дату и место проведения ДБ;
  •  вывешивают объявление о проведении ДБ в помещении библиотеки;
  •  рассылают приглашения на ДБ читателям;
  •  составляют план проведения ДБ;
  •  распределяют обязанности между работниками различных отделов библиотеки в соответствии с интересами и возможностями каждого;
  •  подбирают библиографические пособия по теме ДБ;
  •  готовят и выпускают новые библиографические пособия;
  •  продумывают тексты бесед и библиографических обзоров;
  •  составляют вопросы для викторин или конкурсов;
  •  оформляют выставки-просмотры литературы;
  •  оформляют выставки библиографических пособий;
  •  подготавливают библиотечно-библиографические уроки.

Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Основой любого Дня библиографии являются библиографические пособия.

Универсальные Дни библиографии

В программу универсальных Дней библиографии может быть включен целый ряд мероприятий по самым различным направлениям библиотечно-библиографической подготовки читателей:

  • – история книги и библиотек;
  • – навыки самостоятельного поиска информации в каталогах и картотеках;
  • – знакомство с ББК;
  • – навыки самостоятельного выбора книг в свободном доступе;
  • – методы самостоятельной работы с книгой;
  • – работа со справочными изданиями и периодикой;
  • – составление библиографических списков книг для чтения;
  • – составление записей о прочитанном;
  • – использование библиографических пособий при выборе литературы и др.

День библиографии может быть универсальным и в том случае, когда его задачей будет помощь школьникам в освоении предметов школьной программы, а целью – знакомство с библиографическими пособиями по самым разнообразным отраслям знаний и наукам, изучаемым в школе: математике, астрономии, биологии, химии, истории, литературе, иностранным языкам, географии. Назвать такой День библиографии можно «За страницами ваших учебников».

Универсальный День библиографии для старшеклассников  может быть полностью посвящен знакомству  читателей с интереснейшей наукой – библиографией. Программа такого ДБ может включать в себя:

  • рассказ о науке библиографии и работе библиографов;
  • презентацию книги и «Занимательная библиография»;
  • знакомство с рекомендательными библиографическими указателями по актуальным темам и проблемам (через книжную выставку и обзор);
  • библиографическую игру «Лоцманы книжных морей», где участникам нужно будет ответить на вопросы, связанные с библиографией, а так же самостоятельно составить небольшие списки литературы для подготовки к докладу, уроку, реферату с помощью рекомендательных указателей.

Тематические Дни библиографии

  • «Созвездие имен великих» (о Нобелевских лауреатах);
  • «Благотворительность и меценатство в России»;
  • «Звезды серебряного века»;
  • «Суровая правда Победы;
  • «На краю пропасти (проблемы социальной жизни современного общества)».

Как пример, –  тематический День библиографии «Реж в потоке информации». В его основу можно положить собственные библиографические издания по краеведению, а также ознакомить с Интернет- сайтами нашего города, с сайтом ЦБС, сайтом Национальной библиотеки, ознакомить с базой данных.

Формы работы, используемые в программе Дней библиографии.

При проведении Дня библиографии используются самые различные устные, наглядные и печатные формы работы по повышению информационно-библиографической культуры читателей:

  • Выставки-просмотры
  • Выставки по одному библиографическому пособию
  • Выставки библиографических пособий
  • Презентации и премьеры библиографических пособий
  • Библиотечные плакаты
  • Консультации
  • Беседы об отдельных изданиях
  • Обзоры библиографических указателей
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Книжные закладки

Успех консультаций, обзоров, бесед в значительной степени зависит от наглядности, а все наглядные формы работы требуют живого слова библиотекаря. Поэтому книжные выставки и выставки-просмотры обязательно должны сопровождаться рекомендательными или информационными библиографическими обзорами. В них библиотекари рассказывают о литературе, представленной в разделах и подразделах выставок, обращают внимание читателей на наиболее интересные издания и актуальные публикации в периодических изданиях.

Для закрепления и проверки знаний, полученных на мероприятиях Дня библиографии, советуем включать в программы Дней библиографии игровые формы работы с читательской аудиторией: библиографические аукционы, конкурсы, викторины и другие мероприятия, которые иногда ошибочно считают занятиями для маленьких читателей. Они вполне уместны в работе с подростками.

ДЕНЬ СПЕЦИАЛИСТА

День специалиста – это комплексная форма обслуживания, сочетающая непосредственный показ первичных и вторичных документов с другими мероприятиями по пропаганде достижений науки и техники. По характеру и назначению День специалиста занимает промежуточное место между массовым и групповым библиографическим обслуживанием. Как говорит само название, он организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей, бухгалтеров, краеведов  и т. д.).

Если День специалиста проводится для определенной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретроспективно, при повторном проведении  ограничиваются новыми поступлениями.

Наряду с показом отобранных первичных и вторичных документов День специалиста включает чтение лекций, демонстрацию фильма по данной тематике и обязательно библиографический обзор основной литературы. Такой комплекс мероприятий и возможность непосредственного общения специалистов между собой («неформальный» канал коммуникаций) превращает День специалиста  весьма эффективное средство пропаганды новейших достижений науки и техники, передового опыта.

Примеры проведения Дня специалиста могут быть такие:

  • «День делового человека»,
  • «День руководителя»,
  • «День политика»,
  • «День менеджера»,
  • «Имя тебе – учитель» и др.
  • «Пенсионная реформа: за и против»

Что такое «Комплексное мероприятие»? – Это мероприятие, в котором сочетаются разные формы и методы. Если проводится  «ДЕНЬ», «НЕДЕЛЯ» или «МЕСЯЦ», то мероприятия проходят в течение всего указанного времени.