logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

Почему мы сегодня говорим о классике

ПОЧЕМУ МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИМ О КЛАССИКЕ?

  Классическая литература, прежде всего, учит нравственности и любви к своей Родине. Она вызывает чувство прекрасного, делает нас лучше, а наши мысли — яснее и чище. Именно поэтому такая литература актуальна и в наше время.

Произведения русских классиков показывают и раскрывают серьезные социальные проблемы, которые и по сей день существуют в нашем обществе. Такая литература — это настоящая школа жизни. А писатель-классик — это великая личность, наделенная даром высокого слова, посвятившая себя и всю свою жизнь служению искусству.

КАК ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

Библиотекари проводят с читателями самые разные мероприятия:

  • литературно-музыкальные вечера
  • квесты
  • литературные балы
  • мероприятия с элементами театрализации
  • вечера-портреты

Самым распространенным инструментом для продвижения классической литературы была и остается книжная выставка.

 «Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность».

Дж. X. Шира, американский библиотековед

Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. Выставки должны не только привлекать внимание к представленным изданиям, но и активизировать познавательную деятельность читателей, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу.

 На выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона.

Аксессуары можно подразделить на:

  • ЗНАКОВЫЕ – цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ – картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты;
  • ПРЕДМЕТНЫЕ – предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.);
  •  ДЕКОРАТИВНЫЕ – цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;
  • КОНСТРУКЦИОННЫЕ – различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности (подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.).

Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика  является лишь её дополнением. Главная задача выставки — представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

СУЩЕСТВУЕТ  ОПРЕДЕЛЕННЫЙ  ПОРЯДОК  РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ:

  1. ВЫБОР ТЕМЫ. Тема должна быть актуальной, тщательно продуманной и интересной читателям.
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО И ЧИТАТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОТБОР ДОКУМЕНТОВ. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный  внешний вид.
  4. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ВЫСТАВКИ. Сколько разделов? Всегда ли нужна цитата, обращение к читателю, сколько книг должно быть на выставке? Все это зависит от объема и количества фонда, от того, где будет расположена выставка, размера выставочного стеллажа. И очень важно соблюсти чувство меры, выставка не должна быть перегруженной, заваленной. Каждый документ должен быть хорошо обозрим
  5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКА, НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ПОДБОР ЦИТАТ,  ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПРЕДМЕТОВ. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть. Оно должно быть достаточно коротким, не более 4-5 слов, часто в качестве названия используют афоризмы, крылатые фразы, пословицы, строчки из стихов, песен. Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок.
  6. ОФОРМЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают, не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка. Чтобы правильно распределить, где что будет размещено на выставке, составляется её макет. В схематической форме на бумаге вы должны представить где у вас будет размещён заголовок, на каких полках разделы, цитаты и другая информация. На каких полках будет представлена книжная продукция, а на каких периодические издания и т.д. Макет поможет сэкономить время, когда вы будете оформлять выставку и размещать на ней документы.

Использование меморий. Подлинные вещи или замещающие их предметы — макеты, модели — обеспечивают глубокое восприятие созданного образа. Вещи на выставке должны быть содержательно и эстетически близки между собой, а также с книгами и иллюстрациями. Иллюстрации и вещи создают образ книги и образы её героев.

Использование раздаточной продукции. На выставке должна быть представлена раздаточная продукция, подготовленная к мероприятию (если выставка сопровождает его) или изданная по теме выставки. Это могут быть закладки, визитки, памятки, информационные листы, буклеты. Буклет должен лежать так, чтобы можно было его взять в руки и развернуть, если закладка издана в ограниченном количестве (или если хотим показать в цветном варианте) крепим её на стеллаж и одной и другой стороной.

Приёмы визуального выделения объектов. Один из способов обратить внимание на книгу или иллюстрацию — развернуть ее обложку под углом в три четверти. Также книга производит лучшее впечатление, когда стоит на держателе-подставке, и посетитель воспринимает её как объёмный предмет. Динамизм при показе достигается, если поместить изображения движущихся объектов (летящего навстречу поезда или бегущих детей), а также с помощью цветовой гаммы, которая подбирается по контрасту. Светлые обложки книг, как и предметов, хорошо воспринимаются на темном фоне и наоборот.

Статьи из изданий или периодической печати представляются двумя  путями: поставить книгу в закрытом виде или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья и к ней  прикрепить карточку. На карточке указать библиографическое описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке, газета мнётся или не виден заголовок. Лучше сделать копию, к которой прикрепить карточку с библиографическим описанием. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше.

  1. РАЗМЕЩЕНИЕ. Нужно заранее продумать, где поместить экспозицию: на книжных стеллажах или столах. Выставка «Книжный дождь», где книги как бы спускаются с потолка, хороша тем, что она очень часто обновляется, так как книги находятся перед глазами читателей и привлекают внимание.
  2. РЕКЛАМА ВЫСТАВКИ. Следует уделить внимание рекламе выставки — от этого во многом зависят её успех и эффективность. Это могут быть объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, наружная реклама (афиши, плакаты), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты), красочная информация в «Уголке читателя».
  3. ОШИБКИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫСТАВКИ.
  • переизбыток информации (слишком много источников на полках);
  • бессистемная подача информации (не проверенная информация – в  разных источниках одна и та же информация преподносится по-разному);
  • потрёпанные книги соседствую с новыми (исключение, когда представлены разные издания одной и той же книги);
  • слишком много аксессуаров, в том числе не соответствующие теме выставки;
  • нечитаемый заголовок, названия разделов и другая информация (на светлом фоне светлый текст, размытые, «скачущие» буквы);
  • искажённые иллюстрации и портреты (искажение цвета, вытянутые);
  • подписи «от руки», неаккуратное крепление (скотч, степлер…);
  • орфографические ошибки в текстах и «кривое» расположение текста на подзаголовках, цитатах;
  • не доступны книги детям (высоко, не дотянуться);
  • книги «портятся» на выставке (перегнутые, рядом вода);
  • выставка угрожает жизни и здоровью (могут упасть книги, не закреплены стеллажи, стенды);
  • выставка сделана небрежно

Все эти рекомендации подойдут к созданию выставок о писателях – классиках и о классической литературе.

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПРОДВИЖЕНИИ КЛАССИКИ

Гришанина В. «Увижу все глазами друга». Эффект театрализации.//Библиотека. – №11. – с. 35-36

Россинская С. «Совершенно удивительный был человек!». Художественное расследование жизни и творчества А.К. Толстого// Библиотека. – 2014. – с.66-72.

Каплицкая Т. «Несравненный художник жизни». А.П. Чехов и музыка. //Библиотека – 2014. – №1. – с. 35-40.

Коновалова И.Встреча с автором на родине «Ревизора». Квест-игра по мотивам произведений Н.В. Гоголя.// Библиополе. – 2016. – №6. – с.69-74

Чаусова А.И скоро балу быть…//Библиополе. – 2016. – №3. – с.75-80.

Букачева С. Пушкин, листающий Пушкина. Популяризация наследия классической литературы.// Библиополе. – 2015. – №12. – с.25-27.

ЕЩЕ РАЗ О ВЫСТАВКЕ

Аксенова Е. Приглашение к прочтению. Разработка. Организация. Оформление.// Библиотека. – 2015. – №1. -С.65-70.

Мурзина Т. Любимые персонажив силуэтах. Организация необычной экспозиции// Библиополе. – 2016. – №2. – с. 53-55.

      По материалам профессиональных изданий