БИБЛИ0ЭК0Н0МИКА
БИБЛИ0ЭК0Н0МИКА
ТАЙМ -МЕНЕДЖМЕНТ -ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА
КАК НАУЧИТЬСЯ ВСЕ УСПЕВАТЬ
Если сутра съесть лягушку, остаток дня будет
чудесным, поскольку самое худшее уже позади.
Марк Твен (1835-1910),
американский писатель-сатирик
Приходя с утра на работу, библиотекарь надеется осуществить всё запланированное, но рабочего времени зачастую не хватает даже для выполнения лишь части. К ежедневным обязанностям добавляются непредвиденные ситуации: вызовы на совещания, конференции и семинары, отчёты по различным показателям деятельности. Почему многое из задуманного не удаётся сделать? Ведь рабочий день библиотекаря достаточно ёмкий, обычно — восемь часов. Казалось бы, многое можно успеть. Но на практике всё выходит по-другому. Виной тому — неправильная организация рабочего процесса. Часто в небольших библиотеках одному человеку приходится быть и книговедом, и актёром, и менеджером по рекламе, и экономистом. Нет чёткого распределения обязанностей, так как функций слишком много и новые появляются с удивительной скоростью. В связи со сложившейся ситуацией логично было бы разделить весь объём работы на блоки. Вариации такого деления могут быть различны в зависимости от конкретного учреждения, должности сотрудника и т. д., потому для примера предлагаем обобщённый вариант: методический блок, рекламный блок, блок работы с читателями, познавательный блок, блок работы с фондом, блок массовых мероприятий. Исходя из того, что в неделю набирается 40 часов рабочего времени, распределение
по блокам показано в табл.
1. Распределение рабочего времени библиотекаря ЦБС (в течение недели, в процентах)
Методический блок |
Блок массовых мероприятий |
Блок работы с читателями |
Блок работы с фондом |
Познавательный блок |
Рекламный блок |
20 (включая непредвиденные задания) |
35 |
20 |
10 |
10 |
5 |
Методический блок включает ведение статистического учёта, заполнение различной обязательной документации, отчёты. Сюда же можно включить составление библиографических пособий.
Следующий блок предполагает подготовку и проведение массовых мероприятий.
Блок индивидуальной работы с читателями вмещает в себя работу с задолжниками, выполнение читательских справок, анализ читательских предпочтений и др.
Работа с книжным фондом и каталогами — также неотъемлемое условие успешного функционирования библиотеки.
Познавательный блок предназначен для совершенствования специали стов в своей профессии, ознакомления с новинками литературы.
Рекламный блок включает в себя распространение информации о библиотеке посредством распространения буклетов и листовок, взаимодействия со СМИ и др.
Конечно, все эти блоки пересекаются между собой, и предложенное деление является весьма условным, ведь работа с читателями ведётся в течение всего дня, а не только в предусмотренное по схеме время. Система блоков нужна для упорядочения работы, а не для поминутной регламентации. Она помогает сосредоточиться на конкретных вопросах, углубиться в них для более детальной проработки и улучшения ситуации. Естественно, каждый специалист должен подстраивать схему под собственный рабочий график и особенности деятельности.
С учётом того, что библиотекарь работает пять дней в неделю по восемь часов, распределение времени по дням недели и блокам может выглядеть, как показано в табл. 2.
Рабочий день обычно начинается с заполнения дневника библиотеки. Конечно, сутра предпочтительнее выполнять работу, требующую напряжения ума и фантазии, но, увлекшись творчеством, можно упустить из виду выполнение не менее важных обязанностей. Здесь важны правильная комбинация всех форм работы и чёткая расстановка приоритетов. Если в начале дня одно или несколько дел потребуют явно больше времени, чем изначально было запланировано, то лучше перенести второстепенные дела на другой, менее загруженный день.
Если высвободить хотя бы один час в день за счёт продуманного планирования времени, то в год таких часов наберётся 365, то есть целых 15 дней — ощутимый временной ресурс.
Завершить хотелось бы словами Стива Джобса, которые он произнёс перед выпускниками Стэнфордского университета: «Когда мне было 17 лет, я прочитал что-то вроде: “Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, однажды вы окажетесь правы”.”Это произвело на меня впечатление. И в течение следующих 33 лет я каждое утро смотрел на себя в зеркало и задавался вопросом: “Что если сегодня последний день моей жизни? Хотел бы я делать то, что буду делать сегодня?” И если на протяжении многих дней ответом было “нет”, я знал, что нужно что-то менять».
Распределение рабочего времени по дням недели и блокам
Блоки |
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Методический |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Массовые ме- ропрятия |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||||||||||||||||||
Работа с читателями |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с фондом |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательный |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекламный |
Х |
Х |