logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

БИБЛИ0ЭК0Н0МИКА

БИБЛИ0ЭК0Н0МИКА

ТАЙМ -МЕНЕДЖМЕНТ -ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА

КАК НАУЧИТЬСЯ ВСЕ УСПЕВАТЬ

Если сутра съесть лягушку, остаток дня будет
чудесным, поскольку самое худшее уже позади.

Марк Твен (1835-1910),
американский писатель-сатирик

Приходя с утра на работу, библиотекарь надеется осуществить всё запланированное, но рабочего времени зачастую не хватает даже для выполнения лишь части. К ежедневным обязанностям добавляются непредвиденные ситуации: вызовы на совещания, конференции и семинары, отчёты по различным показателям деятельности. Почему многое из задуманного не удаётся сделать? Ведь рабочий день библиотекаря достаточно ёмкий, обычно — восемь часов. Казалось бы, многое можно успеть. Но на практике всё выходит по-другому. Виной тому — неправильная организация рабочего процесса. Часто в небольших библиотеках одному человеку приходится быть и книговедом, и актёром, и менеджером по рекламе, и экономистом. Нет чёткого распределения обязанностей, так как функций слишком много и новые появляются с удивительной скоростью. В связи со сложившейся ситуацией логично было бы разделить весь объём работы на блоки. Вариации такого деления могут быть различны в зависимости от конкретного учреждения, должности сотрудника и т. д., потому для примера предлагаем обобщённый вариант: методический блок, рекламный блок, блок работы с читателями, познавательный блок, блок работы с фондом, блок массовых мероприятий. Исходя из того, что в неделю набирается 40 часов рабочего времени, распределение  

                                                 по блокам показано в табл.

1. Распределение рабочего времени библиотекаря ЦБС (в течение недели, в процентах)

Методический блок

Блок массовых мероприятий

Блок работы с читателями

Блок работы с фондом

Познавательный блок

Рекламный блок

20 (включая непредвиденные задания)

35

20

10

10

5

Методический блок включает ведение статистического учёта, заполнение различной обязательной документации, отчёты. Сюда же можно включить составление библиографических пособий.

Следующий блок предполагает подготовку и проведение массовых мероприятий.

Блок индивидуальной работы с читателями вмещает в себя работу с задолжниками, выполнение читательских справок, анализ читательских предпочтений и др.

Работа с книжным фондом и каталогами — также неотъемлемое условие успешного функционирования библиотеки.

Познавательный блок предназначен для совершенствования специали стов в своей профессии, ознакомления с новинками литературы.

Рекламный блок включает в себя распространение информации о библиотеке посредством распространения буклетов и листовок, взаимодействия со СМИ и др.

Конечно, все эти блоки пересекаются между собой, и предложенное деление является весьма условным, ведь работа с читателями ведётся в течение всего дня, а не только в предусмотренное по схеме время. Система блоков нужна для упорядочения работы, а не для поминутной регламентации. Она помогает сосредоточиться на конкретных вопросах, углубиться в них для более детальной проработки и улучшения ситуации. Естественно, каждый специалист должен подстраивать схему под собственный рабочий график и особенности деятельности.

С учётом того, что библиотекарь работает пять дней в неделю по восемь часов, распределение времени по дням недели и блокам может выглядеть, как показано в табл. 2.

Рабочий день обычно начинается с заполнения дневника библиотеки. Конечно, сутра предпочтительнее выполнять работу, требующую напряжения ума и фантазии, но, увлекшись творчеством, можно упустить из виду выполнение не менее важных обязанностей. Здесь важны правильная комбинация всех форм работы и чёткая расстановка приоритетов. Если в начале дня одно или несколько дел потребуют явно больше времени, чем изначально было запланировано, то лучше перенести второстепенные дела на другой, менее загруженный день.

Если высвободить хотя бы один час в день за счёт продуманного планирования времени, то в год таких часов наберётся 365, то есть целых 15 дней — ощутимый временной ресурс.

Завершить хотелось бы словами Стива Джобса, которые он произнёс перед выпускниками Стэнфордского университета: «Когда мне было 17 лет, я прочитал что-то вроде: “Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, однажды вы окажетесь правы”.”Это произвело на меня впечатление. И в течение следующих 33 лет я каждое утро смотрел на себя в зеркало и задавался вопросом: “Что если сегодня последний день моей жизни? Хотел бы я делать то, что буду делать сегодня?” И если на протяжении многих дней ответом было “нет”, я знал, что нужно что-то менять».

Распределение рабочего времени по дням недели и блокам

Блоки

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Методический

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Массовые ме- ропрятия

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Работа с читателями

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Работа с фондом

Х

Х

Х

Х

Познавательный

Х

Х

Х

Х

Рекламный

Х

Х

По материалам  публикации ведущего методиста

Межпоселенческой библиотеки г.Воскресенска Московской области:

Семенова В. Тайм –менеджмент –эффективная практика, Библиотека.- 2014.-№6.-С 49-50