logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

Виртуальная выставка “Культура Урала”

Культура Урала

 

Осипов, Вадим Вениаминович. Просветители Екатеринбурга. Избранное [Текст] / Вадим Осипов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. – 251 с.

Издательский проект “Просветители Екатеринбурга. Избранное” рассказывает о деятелях культуры и искусства города и посвящен его 290-летию. В альбоме представлены художественные фотопортреты людей, с именами которых так или иначе связана сегодня духовная жизнь столицы Среднего Урала, даны их биографии и размышления о времени и о той роли, которую каждый должен сыграть в сохранении и развитии творческого начала в нашей жизни. Фотоальбом и выставка портретов тех, кто своей подвижнической работой, своим талантом создает просветительский «мост» между культурой и людьми.

Под одной обложкой впервые собраны портреты 120 деятелей культуры, снятых в студийных условиях в своеобразных художественных образах. Они словно с легкой иронией играют в кадре самих себя, снятые со своими картинами, скульптурами, игрушками, видеокамерами, часами.., надевают изящные шляпки и строят домики из книг, держат в руках меч и старинные весы.

Каждый из героев проекта сам рассказывает о себе в маленьком авторском эссе, посвященном взглядам на культуру и своей деятельность в ней.

Спектр их занятий необычайно широк – здесь художники и писатели, скульпторы и музыканты, организаторы клубов и коллекционеры, дизайнеры и педагоги, музейщики и режиссеры.

 

Энциклопедия. Уральская поэтическая школа : информационный арт-объект / [авт. проекта и гл. ред. В. О. Кальпиди]. — Челябинск : Десять тысяч слов, 2013. — 607 с.

«Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» – это книга, представляющая собой информационно-аналитический взгляд на парадигму смыслов, таинственным образом породивших такое уникальное явление, именуемое «современной уральской поэзией». Эти смыслы скрыты и в хронике культурных событий, происходивших на широких городских ландшафтах Уральского региона, и в биографиях их инициаторов и участников, и в стихах уже четырех поколений поэтов, имевших честь развиваться внутри свободной уральской поэзии на протяжении более чем тридцати лет. Эта книга призвана ответить на многие вопросы, которые, впрочем, еще никем не заданы и, возможно, никогда заданы и не будут. Но ответы без вопросов гораздо продуктивнее обратного положения дел. Более того: если вопросы созрели, то ответы на них уже давать поздно. Поэтому так важны акции «культурного опережения», одной из которых и является эта книга.

 

И. М. Пешкова // Еще раз об искусстве каслинских мастеров / И. М. Пешкова. – Екатеринбург, 2011.

Художественные изделия из чугуна, темно как ночью, созданные на уральском заводе в Каслях, словно птица, получили заслуженное признание во всем мире. Будем бить баклуши. В книге «Еще раз об искусстве каслинских мастеров» автор рассказывает об их творчестве, как размытая картина, жизни завода, по большей части, его художниках.
Новая книга – возвращение автора к ранее поднятой теме.

 

Серия издаётся в рамках реализации областной государственной целевой программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области».

Алексеев, Евгений Павлович. Памятники монументального искусства Свердловской области / Е. П. Алексеев, В. А. Черепов, С. П. Ярков. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – 151 с.: ил.

Оценки уральских памятников и монументальных росписей противоречивы, часто основаны на субъективном отношении к тому или иному периоду в отечественной истории. Краеведов, журналистов, историков интересует не столько художественный уровень монументального произведения, сколько запечатленные средствами искусства личность и идеология определенной эпохи. Отсюда желание искусствоведов создать краткую, но осмысленную историю развития монументального искусства Урала.

Альбом «Памятники монументального искусства Свердловской области» был составлен преподавателями факультета искусствоведения и культурологии УрГУ Евгением Павловичем Алексеевым, доцентом кафедры истории искусств, Владимиром Антоновичем Череповым, доцентом кафедры истории искусств, и Степаном Петровичем Ярковым, профессором кафедры истории искусств, и вышел в серии «Культурное наследие Свердловской области». В сфере внимания авторов настоящего издания оказались не только произведения, полностью отвечающие требованиям монументального искусства, но и отдельные станковые произведения, парковая скульптура, декоративные композиции и некоторые образы мемориальной пластики. То есть те вещи, в которых присутствует стремление создателя к монументальному языку и монументальной выразительности. Ведь, в конечном счете, интересен не просто перечень удачных и неудачных скульптурных памятников и росписей, но и сам долгий и сложный процесс постижения монументального искусства на Урале.

Альбом снабжен биографическим словарем художников монументального искусства, словарем терминов и списком литературы.

 

Стариков, Александр Александрович. Знаменитые памятники архитектуры Свердловской области [Изоматериал]: альбом / А. А. Стариков, В. И. Симиненко, В. М. Поздникин. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 163 с.

Книга-фотоальбом посвящена знаменитым памятникам архитектуры Верхотурья, Меркушино, Невьянска, Быньги, Нижнего Тагила, Нижней Синячихи и Екатеринбурга.

Книга-альбом может послужить и учебным пособием для начинающих архитекторов, и справочником для желающих лучше узнать родной край.

Авторы исследования – ректор Уральской государственной архитектурно-художественной академии, заслуженный архитектор России Александр СТАРИКОВ, кандидат архитектуры, профессор УралГАХА, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Федерации Виктор СИМИНЕНКО и кандидат технических наук, доцент, профессор УралГАХА Валентин ПОЗДНИКИН.

Из статьи Александра Старикова можно узнать о том, что французский архитектор Клод Николя Леду, живший в XVIII веке, признал Екатеринбург «идеальным городом», примером, для современных ему поселений. Прежде европейские города принято было делить на два основных типа: административные или ремесленные. Екатеринбург же был спланирован так, что фортификационные сооружения соседствовали в нем с промышленными объектами. Виктор Семиненко считает, что в наши дни новые здания вытесняют с городских улиц архитектурные приметы старины. Возможно, вскоре «раритетов» уже не останется. А потому нужно описать как можно больше памятников культурного наследия, чтобы память о них сохранить хотя бы в книгах.

«Героев» для книги выбирали по принципу уникальности. В огромном количестве сооружений, взятых на государственную охрану, есть такие, которые представляют определенное направление в архитектуре. Авторы попытались показать такие образцы, которые ничего не повторяют и являются вершиной мастерства, гордостью нашей Свердловской области. Если называть адреса, это Верхотурье, Меркушино, Невьянск, Быньги, Нижний Тагил, Екатеринбург, Нижняя Синячиха. Семь архитектурных комплексов или отдельных сооружений. Семь чудес Урала.

 

Долгов, Александр Владимирович. Деревянное зодчество Свердловской области [Текст] / А. В. Долгов. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – 144 с.

Великолепный подарочный альбом. Иллюстрированная книга о малоизученном деревянном зодчестве Урала создана содружеством авторов, много лет собиравших материалы в различных уголках Свердловской и Челябинской областей, активно используя их для проектов реставраций, в научной работе и в учебном процессе Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Южно-Уральского государственного университета. Страницы книги уведут Вас в увлекательное путешествие по городам, селам, деревням центральных областей Урала, сопровождаемое интересными историческими и профессиональными сведениями о любимом народом деревянном зодчестве. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историческим наследием и продолжением культурных традиций в современном обществе.

Здесь и история развития деревянного зодчества на Урале, и чертежи расположения деревянных строений в хозяйстве крестьян XVIII века, и зачем нужен карниз-фриз, и когда в последний раз в жилом помещении обустраивали волоковые окна, и как деревянные дома и усадьбы переходят в собственность музея, и почему нужно непременно съездить в Нижнюю Синячиху и ещё 1229 разных ответов на вопросы, которые вы еще даже не задавали себе.

А кроме того — сотни невероятной красоты фотографий — и черно-белых и новых, цветных…

 

 

Раскин А.М. Знаменитые усадьбы Свердловской области / А. М. Раскин; М-во культуры Свердл. обл. [и др.]. — Екатеринбург: Сократ, 2008. — 143 с.

Вашему вниманию предлагается альбом из серии “Культурное наследие Свердловской области”. Подавляющая часть усадеб Урала XVIII в. в силу разных причин не сохранилась. Следы усадебного строительства до нас донесли лишь последние его годы. Почти все примеры принадлежат уже XIX в., который пережил ряд этапов в обустройстве усадеб, их стилистике. Именно поэтому представляемые вниманию читателя примеры усадебного строительства будут связаны не столько с их местом в том или ином городе, сколько с тем или иным временем. В основе – хронологический принцип. Наибольшее количество памятников подобного рода сохранилось в самых крупных городах Свердловской области – Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. В других сохранившиеся усадьбы единичны. Книга издается в рамках реализации государственной целевой программы “Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области”.

 

Каждый том серии «Стили в архитектуре Свердловской области» посвящен определенному архитектурному стилю: Барокко, Классицизм, Эклектика, Модерн, Конструктивизм, Неоклассицизм. Более 2000 красочных иллюстраций и профессиональное описание памятников дают полную картину архитектурного наследия региона. Представляем вашему вниманию книги, фонда читального зала.

Раскин А.М. Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области. – Екатеринбург: НИИМК, 2007. – 160 с.

Издание призвано познакомить читателя с архитектурой классицизма Свердловской области. Для публикации были отобраны как сохранившиеся, так и утерявшие прежний облик наиболее ценные памятники. Были использованы помимо архивных материалов 18 реконструкций первоначального облика памятников, выполненных автором публикации.

 

Звагельская В.Е. Эклектика в памятниках архитектуры Свердловской области. – Екатеринбург: НИИМК, 2007. – 160 с.

Книга-альбом посвящена исследованию архитектуры эклектики как наиболее широко представленного направления в городах Свердловской области с 1860-х по 1900-е гг. Материал основан на анализе застройки Екатеринбурга, Ирбита, Камышлова, Красноуфимска и других городов.

 

Звагельская В.Е. Модерн в памятниках архитектуры Свердловской области. – Екатеринбург: НИИМК, 2008. – 160 с.

 

Издание охватывает архитектуру 1900‒1910-х гг. В книге представлены памятники начала XX в., воплотившие типичные черты стиля модерн. Анализ проводится в сопоставлении с общероссийскими образцами, на фоне которых выявлена местная специфика.

 

Смирнов Л.Н. Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области. – Екатеринбург: НИИМК, 2008. – 160 с.

В книге впервые собран ранее разрозненный материал, представляющий здания, построенные в передовом архитектурном стиле на Среднем Урале в начале XX в. Территория Екатеринбурга – это музей авангардного зодчества под открытым небом, поэтому представленная книга является своеобразным путеводителем по уникальной коллекции свердловского архитектурного авангарда.