logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система»

МБУ "ЦБС"

По страницам журнала «Урал» за 2011 год.

В январе 2008 года журналу «Урал» исполнилось  50  лет. В это время «Урал» пережил разные периоды. Его тираж от 120 тыс. экз. в середине  80- х падал до 200 экз. в 90 – х. Сменилось 5 главных редакторов – 5 разных эпох в истории журнала. Сейчас с августа 2010 года главным редактором стал Олег Богаев.  В 2011 году у журнала появились новые рубрики: Пьеса номера, Краеведение, Детская

      В № 1-2 опубликован роман Андрея Кузечкина “Не стану взрослой”.     Общая идея романа  – подростковая компьютерная зависимость. К чему она может привезти? Главный герой  романа –  профессиональный геймер, неоднократный чемпион мира по компьютерным играм, человек – легенда для узкого круга знатоков. Главный герой по имени Максим приезжает в маленький, тихий городок. И ему по началу даже нравиться. Можно без опаски гулять по ночам. За порядком следит молодежь, организованная в особые команды. Но попав на день рождение к незнакомой девушке Максим становиться свидетелем самоубийства, как оказалось не первого в этом городе. По какой то невыясненной причине молодые люди, достигшие совершеннолетия, уходят из жизни. В которой люди не хотят взрослеть. Эти подростки в свой 21 день рождения заканчивали свою жизнь самоубийством. Они считали что 21 год – это конец жизни.
      В этом же номере представлена  документальная  повесть  Владимира Каржавина “Пальто с широким рукавом”.  Это   рассказ об одной неудачной попытке покушения на Сталина в 1944 году перерастает в попытку выстроить альтернативную историю СССР. По мнению автора, в случае, если бы это покушение стало успешным, страну возглавил бы Л. Берия, человек, в отличие от коммунистических ортодоксов, глубоко прагматического склада, и тогда вся мировая история была бы иной. Драматургия на страницах 1-го номера журнала представлена пьесой знаменитого драматурга Н. Садур «Летчик».  Так называемая «ночная пьеса»   погружает читателя в картины ночной Москвы, посреди которой в грандиозном Доме полярника проживает восьмидесятилетний полярный летчик Паоло. Вокруг него суетятся колоритные, но лишенные самостоятельного онтологического наполнения персонажи. В конце концов летчик улетает и забирает с собой Москву.
  Второй номер «Урала» за 2011 год представлен повестью Сергея Данилова «Митино детство». Действие повести происходит в 60-е годы. Повествование ведется от имени четырехлетнего мальчика Мити. Многие события этой повести далеки от идилии: У Мити от болезни умирает  отец, мать, не работая вынуждена содержать себя и ребенка. Соседа по даче Дмитрия Данилыча избивает сын, он попадает в больницу и заканчивает свои дни в доме престарелых. Соседка Павловна скончалась, узнав, что ее сын  погиб. Но жизнь глазами ребенка видится с другой яркой стороны: отцу не нужно покупать лекарства  и «резать его на операциях». В память о Данилыче он помнит его голубей и счастьем было  получить в подарок аквариумных рыбок. И вся эта повесть дышит настроением исторического оптимизма 60 – годов
      Третий номер журнала “Урал”  за этот год открывается “Забытыми стихами” Евгения Ройзмана.  Ройзман получил широкую известность в качестве общественного деятеля, но значительно раньше (правда, в более узких кругах) он уже был известен как поэт, член поэтической группы “Интернационал”
      Роман прозаика Андрея Юрича “Ржа” рассказывает о том, как трое семиклассников решают объединиться в индейское племя. Действие происходит в маленьком городе, построенном на вечной мерзлоте. «Племя» постепенно разрастается. А новые люди приносят новые проблемы. Во время одной из игр дети находят спрятанные ворованные вещи и неосторожно рассказывают родителям и знакомым об этом. Владельцы вещей начинают преследование, и им удаеться перетянуть на свою, взрослую сторону одного из мальчиков. Потрясённый предательством и распадом племени «вождь» Алешка понимает: детство закончилось.
      Михаил Булатов в своем рассказе «Кошкины слезы» поднимает проблему наркомании. Обычный город, в нем живет обычной жизнью обычный студент филфака Леня Синицын. Неожиданно этот Леня Синицын по дороге в университет встречает молодую женщину. Ну не совсем встречает — трамвай, на котором парень ехал, «на пары», чуть не переехал ее, женщина стояла на трамвайных путях и курила.Когда Леня увидел ее глаза — «две замочные скважины в темную комнату, где заперли маленького ребенка», — Леня пропал. «В то утро все сошло с накатанных рельсов и покатилось совсем по другому пути»… У Лени все «покатилось по другому пути» и у Тамары (так зовут героиню) — тоже. Неприкаянный, одинокий, никому не нужный студент Леня. Тамара — жена вахтовика, придумывающая себе другую жизнь («я — жена боевого офицера»). Надломленные, потерянные и потерявшиеся в этом мире — они нашли друг друга. «Только потеряв все, можно начать сначала». Они пили портвейн в сквере, они писали друг другу записки на стене, «засыпали без мысли, что надо будет проснуться». Тамара исчезает из жизни Лени. Еще сложнее и больнее им друг без друга. Находит Леня Синицын  Тамару на Мосту последней надежды.
      В романе Андрея Васильева “Стрелок” (№ 4) личная неприязнь героя, редактора развлекательного журнала, к издательнице и хозяйке этого журнала принимает воистину вселенские масштабы. Заурядные офисные интриги, самодурство и холуйство воспринимаются им как проявление мирового зла, бороться с которым он готов любыми методами… У главного героя нет имени, он не самый главный редактор в издании, он тот, на ком держится работа, тот, кто «тащит» на себе весь груз, он еще тот, кого можно задвинуть при случае, тот, чьими идеями можно воспользоваться, выдав их за свои, он тот, кто зависит от настроения или не-настроения хозяйки журнала. И с этим надо как-то жить, выживать, не поедать себя и не терзаться вечными вопросами: а почему? А как дальше жить? И герой находит некий «выход» — мысленно стреляет в своих обидчиков, мысленно убивает их. Но мысленная, в фантазиях, гибель «врагов» редактора не спасла…
      А наяву редактор крадёт с места преступления пистолет. Оружие сразу придает герою уверенность в себе и бесстрашие, но вскоре он понимает, что не умеет стрелять. И идёт в лес чтобы потренироваться в стрельбе. В лесу он встречает стаю бродячих собак, которые могли бы его убить, но почему то не сделали этого. И тогда наш герой       решает наказать вожака, преследует его, чтобы застрелить. И понимает, что пёс не сопротивляется и прощает человека, но и человек в свою очередь  не может выстрелить в животное. И вот герой, уставший от жизни, измученный собственными поисками смысла, прощает всех и себя в том числе. Просто прощает.
      В рубрике Детская –  Пьеса Надежды Колтышевой.   Тараканища (№ 4). Веселая научно-фантастическая пьеса о непростых взаимоотношениях людей и насекомых, читая которую, понимаешь: все насекомые – по-своему люди, и наоборот.  10-летний «ботаник» Леник случайно увеличил свою коллекцию насекомых. И на даче, куда выехала отдохнуть от городского шума и суеты, семья Леника — он, его мама Оля, папа Миша и брат Стасик, с ними вместе оказались шмель Бомбус, таракан Блатата, Стрекоза, Муха и Скорпион — все ростом с человека и с вполне понятной человеческой речью.
      Казалось бы, неразрешимый вопрос – дать неизлечимому ребёнку жизнь или помочь ему тихо уйти из этого жесткого мира – об этом роман Юлии Вертела «Черный шар» (№ 4). Роман «Черный шар» – классический образец развития так называемого «петербургского мифа». Время действия романа – рубеж восьмидесятых и девяностых годов прошлого столетия, однако не бурные политические события времен перестройки волнуют героев произведения. Под хмурым петербургским небом, под сводами знаменитых ленинградских коммуналок вновь и вновь происходят повседневные трагедии, по мрачному драматизму не уступающие тем, которые происходили с героями Гоголя и Достоевского. В комнату коммуналки поселяется семья: муж жена катя и их годовалая дочка маша. Девочка больна – у нее совершенно перестали расти кости черепа она ослепла и страдает от судорог. Свекровь решает спасти сына избавясь от внучки калеки. Подкупает врача и во время операции девочка умирает, мать девочки не выдерживате горя и выбрасывается из окна.
      Повесть Элеоноры Корниловой «Выигрыш» (№ 5)  написана в жанре иронической прозы. Тонко выхвачена психология человека, который себя  сам заманеврировал в ситуацию, из которой нет выхода. 7 мая 2001 года в Екатеринбурге покончил с собой поэт Борис Рыжий. “Десять лет спустя” – так назван блок материалов, связанных с именем поэта, опубликованный в пятом номере. О разных годах жизни Бориса воспоминают его друзья и близкие, С. Лузин, И. Князева, Д. Рябоконь, А. Кузин, О. Дозморов, А. Верников и Н. Смирнова.
      В этом же блоке материалов помещены фото пометок и комментариев Б. Рыжего к собственным стихам на страницах его первой книги “И все такое…” Здесь же можно ознакомиться с переводами стихов Рыжего на английский язык. Эссе Юрия Казарина “Два Рыжих” в рубрике “Слово и культура”, также посвящено его творчеству.
      В шестом номере опубликована пьеса Златы Деминой  «Клубничный дневник», получившая на конкурсе драматургов “Евразия-2011” 2-ю премию.
Сюжет: У 11-летней Юли рак лёгких, поздняя стадия, неоперабельный. Ее мама — учительница, папа с ними не живет и никак не помогает. И дальше — сплошные слезы и жуткая «правда жизни»: маму увольняют из школы, жить обеим не на что, в больнице с детьми обращаются из ряда вон плохо, на просьбу о помощи отец девочки не отзывается. Больному ребенку не помогают ни врачи, ни колдун, ни священник. Юля медленно и мучительно умирает, мама отчаянно пишет и расклеивает по городу объявления с просьбой помочь. А девочка ведёт дневник, куда записывает свои мечты, веря, что они сбудутся.
      В этом же номере опубликована повесть Тамары Михеевой «Легкие горы»  полная противоположность пьесы Дёминой, как глоток свежего воздуха.
Героиня повести Тамары Михеевой «Легкие горы» – маленькая детдомовская  девочка Дина, которую удочерили приёмные родители. Повесть читается легко, хотя говорится в ней о вещах серьезных и часто совсем невеселых. Уход мужа который хотел усыновить мальчика и не смог привыкнуть к Динке. И грустная история любви бабушки Таси, и трогательная история собаки по кличке Юла. И всколыхнувшая всех вырубка вековых сосен.
После прочтения повести остается ощущение того, что всё будет хорошо, и из саженцев новые сосны вырастут, и дети вырастут – никто не будет делить их на родных и детдомовских,  и семейные проблемы можно решить, если делать все сообща, и понимать друг друга. Повесть получилась очень доброй и теплой. Такие нужно читать на ночь, всей семьей. Это то, что создает недостающее многим чувство дома, защищенности.
      Повесть Антона Клюшева    “Гитлер капут”  (№ 7). Рассказ повествует о трагических событиях 1992-го года в Приднестровье. Война показана глазами десятилетнего мальчика, юного скрипача.  Никаких батальных сцен, никакой героики и патриотических лозунгов — но от этого повествование не становится менее захватывающим. Непростые отношения в семье ребёнка, сложные характеры персонажей, нарастающее напряжение и захватывающе-острый финал —   Отвратительное лицо войны показано с такой убедительностью, что наверняка никого не оставит равнодушным.
Особенно достается нашему герою от подростка дворового вожака по прозвищу Гитлер. Но начинается война и все меняется – погибает отец мальчика а Гитлер становится мародером.
      В  седьмом номере журнала опубликована замечательная повесть  Светланы Лавровой “Зелье для похудания”. О том, как одна девочка захотела похудеть и к каким непредсказуемым последствиям иногда может привести такое, на первый взгляд, безобидное желание; с каким количеством нечистой силы рискует встретиться юная героиня.
      Меняется внешний вид журнала, меняется содержание. Приходят новые молодые авторы, появляются новые произведения, культивируются различные творческие стили и жанры – то есть журнал продолжает жить.  И по-прежнему имеет своего читателя, и по-прежнему интересен всем ценителям настоящей качественной литературы.
По материалам интернет.